На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 065 подписчиков

Свежие комментарии

Как изображали Страсти Христовы на своих картинах Караваджо, Дали и другие великие художники

 



Иисус Христос, пожалуй, самая известная фигура, которая существовала в истории человечества. Многие живописцы и скульпторы пытались запечатлеть его образы. Ряд мастеров желали этого, чтобы возвысить свою духовность, а другие желали вдохновить последователей Христа, создав с ним визуальную связь. Независимо от намерений история показала, что многие великие художники создавали визуально яркие и вневременные произведения искусства, основанные на Страстях Христа. Именно эти сюжеты будут рассмотрены в материале.

Повествование о событиях последней недели Христа на земле (Страсти Христа) было популярным сюжетом в итальянской живописи. В отличие от историй, связанных с рождением Христа, эпизоды Страстей окрашены более мрачными, болезненными эмоциями (вина, чувство жалости, горе). Художники стремились передать всю гамму сложных и многострадальных чувств. К слову, этим они поддержали и работу богословов, которые призывали верующих отождествлять себя с Христом в Его страданиях, чтобы они также могли разделить Его возвышение. Согласно Евангелию, смерть Христа произошла в Иерусалиме, куда он отправился праздновать Пасху со своими учениками. В этой связи стоит рассмотреть сначала сюжеты Тайной вечери.

«Тайная вечеря» Уголино да Нерио


Уголино ди Нерио «Тайная вечеря» Музей Метрополитен, Нью-Йорк / Фото: artcyclopedia.com

Уголино ди Нерио «Тайная вечеря» Музей Метрополитен, Нью-Йорк / Фото: artcyclopedia.com

Итальянский художник Уголино да Нерио создал целый цикл работ о Страстях Христа. Вот его «Тайная вечеря», на которой Христос преломил хлеб и поделился вином в ожидании своей смерти и таким образом учредил христианский ритуал общения. На панели пределлы параллельно картинной плоскости изображен стол. За ним сидят ученики, расположенные вдоль двух длинных сторон. На крайнем левом краю – Христос. Перспектива отражает четкое и ритмическое изображение пищи на столе, а также характерные лица и жесты каждого ученика. Образ полон сакраментальности будущего события.

«Предательство Христа» Бартоломео ди Томмазо

Бартоломео ди Томмазо «Предательство Христа» Италия, до 1425 года / Фото: artcyclopedia.com

Бартоломео ди Томмазо «Предательство Христа» Италия, до 1425 года / Фото: artcyclopedia.com

«Предательство Христа» - один из самых драматических моментов в повествовании о Страстях. Версия, написанная Бартоломео ди Томмазо на панели пределлы демонстрирует тревожную смесь мягкости и жестокости эпизода, когда Иуда, ученик Иисуса, приветствует его поцелуем, а затем предает банде вооруженных людей.

«Христос, несущий крест» Эль Греко


«Христос, несущий крест» Эль Греко, 1578 г.

«Христос, несущий крест» - известная картина Эль Греко, на которой изображен Иисус Христос с терновым венцом на голове. Он несет крест, на котором позже умрет и воскреснет. Иисус Христос изображен без боли и страданий, что делает это произведение искусства поистине трансцендентным. В этой картине Эль Греко надеялся передать потустороннюю любовь Иисуса Христа, а не боль, которую он испытывает. Иисус Христос смотрит на этой картине вверх, показывая, что его мысли сосредоточены на высших образах. Технически Эль Греко своим полотном продемонстрировал безупречное использование приглушенных цветов и явное мастерство маньеризма.

«Распятие» Пьетро Лоренцетти

Пьетро Лоренцетти «Распятие» фреска. 1320 г. Церковь Сан Франческо, Ассизи

Пьетро Лоренцетти «Распятие» фреска. 1320 г. Церковь Сан Франческо, Ассизи

Кульминационным моментом истории Страстей является само Распятие. Картины на эту тему предназначались для того, чтобы стимулировать размышления о самопожертвовании Христа. Сюжет демонстрирует всю силу страданий. Фигура Христа редко искажается, а его обнаженное тело часто идеализируется и основывается больше на классических концепциях. Крест может окружать множество других фигур, которые часто отличаются своей выразительностью. На маленьком алтаре Пьетро Лоренцетти Христос распят между двумя другими персонажами. Дева Мария на переднем плане теряет сознание, а множество фигур (одни в восточных одеждах, другие в римских доспехах), пристально и бесчувственно смотрят на Христа.

«Христос Святого Иоанна Креста» Сальвадор Дали


«Христос Святого Иоанна Креста», Сальвадор Дали (1950—1952)

Сальвадор Дали был известен своим современным сюрреалистическим подходом к искусству. «Христос Святого Иоанна Креста» не исключение. Однако, несмотря на любопытную интерпретацию сюжета Сальвадором Дали, зритель обнаружит, что послание «Христа Святого Иоанна Креста» чрезвычайно похоже на послание картин эпохи Возрождения. Пафос и драматизм образа неподвластны времени. Это известное произведение современного искусства изображает Иисуса Христа на абстрактном кресте, подчеркивая тот факт, что важен не сам крест, а человек. Сальвадор Дали утверждал, что картина явилась ему во сне и должна была представлять ядро, которым был Христос.

«Христос на кресте» Веласкес Диего


«Христос на кресте» Веласкес Диего, 1632 год

«Христос на кресте» - это глубокий и трансцендентный взгляд Веласкеса на последние мгновения жизни Иисуса Христа перед его возрождением. Иисус Христос изображен на кресте над бездонным черным пространством. Образ распятого Христа позволяет зрителю созерцать этот момент без каких-либо отвлекающих факторов и дополнений. Запоминающийся минимализм произведения подчеркивает конкретный момент сюжета, требующий сосредоточенности, размышлений и уединения. На картине нет никого, кроме самого Иисуса Христа. Он остался один на один с грехом человечества. Однако золотое сияние прямо над его головой подсказывает скорое Воскрешение.

«Распятие» Фра Анджелико


«Распятие» ок. 1420, Фра Анджелико

Маленькая панель Фра Анджелико 1420 года на первый взгляд включает в себя множество элементов и фигур, но помещает их в более методично построенное пространство. Эта трансформация в живописи отражает целый сдвиг и также наполняет сцену повышенной реальностью. Вдобавок Фра Анджелико усиливает эмоциональные отклики фигур вокруг единственного креста Христа. Вот Дева Мария падает на землю, Святой Иоанн крепко сжимает руки, а ангелы оплакивают золотую землю и небо. Полукруг зрителей отражает позы безразличия, жалости или удивления.

«Поцелуй Иуды» и другие работы Караваджо


«Поцелуй Иуды» Караваджо, ок. 1602 / Фото: artcyclopedia.com

Караваджо известен своим драматическим реализмом (он использовал людей из рабочего класса с плебейскими лицами и с грязными ногами в качестве моделей), а также своим столь же интенсивным и театральным освещением и композициями. К слову, религиозные работы Караваджо стали основой фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы». Творчество Караваджо вдохновило фильм как с точки зрения лиц, которые он использовал в этих картинах, так и с точки зрения светотени. Есть множество работ , посвященных теме Страстей Христа. Вот, например, работа «Поцелуй Иуды». Караваджо написал ее для римского маркиза Сириако Маттеи в 1602 году. Предлагая новый визуальный подход к библейской истории, Караваджо поместил фигуры очень близко к картинной плоскости и использовал сильный контраст света и темноты, придав этой сцене необычайную драматичность. На полотне есть все черты, характерные для великих работ автора: эмоциональный сюжет, тенебризм, выразительность фигур в сочетании с духовным измерением и великолепными деталями.
Караваджо «Положение во гроб» (1603) / «Бичевание Христа» 1607

Караваджо «Положение во гроб» (1603) / «Бичевание Христа» 1607


Таким образом, были рассмотрены различные версии живописцев о евангельской истории Страстей Христовых. Художники использовали разные техники, стили, многие отражали свое индивидуальное видение религиозной темы. Но все версии едины в своем посыле для человечества – за каждой тягостью следует облегчение.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх