Сегодняшняя тема несколько необычна: здесь будут представлены художники, чьё наследие принадлежит культуре не одной, а нескольких стран. Это представители русской эмиграции, в разное время и по разным причинам покинувшие родину. В одну публикацию мне уложиться не удастся, поэтому будет два поста на эту тему.
48. Русское зарубежье — начало
Художников, как водится, я буду представлять в порядке их появления на свет. И первым у нас будет...
Николай Константинович Калмаков (1873 – 1955, Италия — Россия — Франция)
Никалай Калмаков родился и вырос в Италии, в семье русского отставного военного и итальянки. В юности переехал в Петербург, где окончил Императорское училище правоведения. После 1895 года вернулся в Италию, где учился живописи, затем опять приехал в Питер. В 1908 году Калмаков дебютировал как театральный художник. Сотрудничество с ведущими российскими театральными постановщиками принёсло Калмакову известность. Он сблизился с художниками знаменитого объединения «Мир искусства», участвовал в их выставках. В 1913 году в Петербурге прошла первая персональная выставка Николая Калмакова, вызвавшая противоречивые отклики — от восторженных до разгромных.
Девы и олень
Друг Калмакова, актёр Александр Мгебров, писал в своих воспоминаниях:
Калмаков был вообще преоригинальным человеком и совершенно особенным художником. Правда, он был с большим мистическим уклоном, но вместе с тем он всегда стремился и пытался самим собой, своей собственной личностью воплотить художественную проблему эпохи возрождения. Так, например, он, как старинные художники, никогда не покупал красок, но приготовлял их сам из трав и растений, чтобы познать древнюю тайну их — не умирать и не исчезать. И жил он своеобразно, уединенно и одиноко, именно так, как жили старинные художники. В Петергофе, у большого Петергофского парка, он имел маленький собственный домик, в котором были высокие узкие окна, старинная мебель, какие-то старинные балюстрады, лесенки и переходы.
Помню однажды, когда я посетил его, он мне таинственным шепотом рассказывал, что давно пишет черта. «У меня наверху собраны все его эскизы»… Глаза его сверкали в этот момент странным блеском… «Вы понимаете… — говорил Калмаков, — вот уже столько времени я ловлю его (т.е. черта) и никак не могу поймать… Иногда мелькнет передо мною его глаз… иногда хвост… иногда копыто его ноги… но целиком я еще не увидел его, как ни стерегу и ни ловлю…
Женщина и чёрт
В 1920 году Николай Калмаков переехал — по одним сведениям, через Константинополь, по другим — через Ригу — во Францию. При этом его жена, с которой, впрочем, в последние годы он и не особо-то жил, а также и сын, остались в советской России. Его популярность в Европе какое-то время сохранялась, он поучаствовал в нескольких выставках, но при этом он сам не способствовал собственному продвижению: жил уединённо, всячески отвергал общение с активом русской эмиграции — и в результате о нём постепенно стали забывать. Долгие годы Калмаков общался только с русским художником-эмигрантом Сергеем Петровичем Ивановым, а после отъезда Иванова в Америку в 1950 году — и вовсе ни с кем. Закончил свои годы Николай Константинович Калмаков в доме для престарелых.
Негритянка
Афродита с Эросом и Антеросом
Обнаженная с обезьяной
Логово женщин
Следующий художник в сегодняшнем обзоре, вероятно, менее всего имеет отношение к России, потому что в 12-летнем возрасте он вместе с родителями и семьёй переехал из Российской Империи в Соединённые Штаты, и с тех пор связей с исторической родиной особо-то и не имел.
Иван Григорьевич Олинский (1878 – 1962, Россия — США)
Родился Иван Олинский в городе Елисаветград Новороссийской губернии, который потом назывался Кировоград, а нынче Кропивницкий (Украина), в семье помещика. Мальчик проявил способности к рисованию, и родители обучали его у местных художников. После переезда в Америку Иван продолжил обучение по художественной части. Семь лет он учился в художественных заведениях Нью-Йорка, брал индивидуальные уроки у знаменитых в то время американских живописцев. Семья Олинских была весьма состоятельной, и он вместе с женой и дочерью смогли позволить себе в 1908-11 годах длительное путешествие в Европу, где начинающий художник Иван Олинский смог «потусоваться» в европейской художественной среде и завести интересные знакомства. Там они родили ещё одну дочь, впоследствии тоже ставшую художницей. Вернувшись домой, Иван Олинский обзавёлся собственной студией в Нью-Йорке. Специализировался в основном на портретной живописи и настенной росписи. Не испытывал недостатка в заказах, часто выставлялся, многие годы преподавал в Нью-Йоркской Лиге студентов-художников.
Обнажённая
Обнажённая
Лежащая обнажённая
Ожерелье
Сидящая обнажённая
Полуобнажённая женщина
Обнажённая
Женщина в жёлтой юбке
Молодая девушка
Зеркало
Обнажённая
Вера Николаевна Рохлина, урожденная Шлезингер (1896 – 1934, Россия — Франция)
Вера Шлезингер родилась в Москве. Отец Веры был русский с немецкими корнями, мать — француженка. Девушка училась в студии живописи и рисунка художника-импрессиониста Ильи Машкова в Москве, затем в студии Александры Экстер в Киеве. В 1918 году Вера Шлезингер вышла замуж, сменила фамилию и переехала к мужу в Тифлис, а еще через два года — во Францию. С 1922 года художница выставляла свои работы в различных художественных салонах Парижа под именем Vera Rockline. Ее работы пользовались успехом, о художнице заговорили критики и пресса, некоторые из картин были удостоены премий. Журналист, писатель, художественный критик Раймон Эсколье назвал серию обнаженных женских образов Рохлиной «симфонией плоти», а критик Мариус Ари Леблонг назвал Веру Рохлину «сестрой великих венецианцев и Ренуара и истинным лирическим талантом». Женские ню стали основной темой творчества Рохлиной, хотя она писала также портреты, пейзажи и натюрморты с цветами.
Вера Рохлина покончила с собой в 1934 году в возрасте 38 лет. Упомянутый уже критик Леблонг писал, что «преждевременная смерть художницы стала одной из крупнейших потерь на арт-сцене Парижа последних лет»...
День в деревне
Сидящая женщина
Дама в голубой юбке
Обнаженная с ожерельем
Обнаженная в красном берете с зеркалом
Портрет Зинаиды Серебряковой
Сидящая обнаженная
Сидящая обнаженная с красной накидкой
Сидящая обнаженная
Женщина с синим кулоном
Женщина с изумрудом
Женщина с кулоном
Обнаженная с жемчужным ожерельем
Сидящая обнаженная
Обнаженная
Лежащая обнаженная
Отдыхающая обнаженная
Спящая обнаженная
Спящая обнаженная
Молодая женщина с веером
Леонид Исаакович Фрешкоп (Leonid Frechkop, 1897 — 1982, Россия — Бельгия)
Леонид Фрешкоп обладал многогранным талантом: он известен как живописец, график, скульптор, сценограф, переводчик поэзии, художественный критик. Родился в Москве, начальное художественное образование получил в школе живописи Константина Юона, продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Н. Касаткина, А. Архипова, К. Коровина. С 1920-х годов – член Общества художников московской школы. В 1922 году эмигрировал в Бельгию, в 1925 женился на бельгийской пианистке. Жил в Италии, Аргентине, но дом его был в Бельгии, где Леонид Фрешкоп прожил до глубокой старости и кончины, так и не приняв бельгийского гражданства. Участник многих выставок, в том числе персональных, в самых престижных галереях Европы и Южной Америки.
Три обнаженных в интерьере
Обнаженная
Стоящая обнаженная
Девушка, моющая волосы
Спящая девушка
Битва
Восточная красавица с розой
Девушка с обнаженным бюстом
Отдыхающая обнаженная
Модель
На берегу
Задумчивая
Пара
Святой Иоанн Креститель
Стоящая обнаженная
Женщина на рыбе
Незваный гость
Портрет девочки в розовой шляпе
Женщина с обнаженным бюстом
Стоящая обнаженная
Девушка, прибирающая волосы
Забытая модель
Проход закрыт!
Пляска гномов
В царстве идолов
А в заключение сегодняшнего обзора я представлю не одного художника, а целую компанию, костяк которой составляют трое братьев Сойеров, и Марк Твен с его Томом Сойером, как несложно догадаться, тут совсем не при делах. Кроме Сойеров будет еще кое-кто, но это уже в самом конце. Итак:
Моисей, Рафаэль и Исаак Сойеры (Россия — США)
Братья-близнецы Моисей и Рафаэль Сойеры родились в 1899 году в городке Борисоглебске (ныне Воронежская область). Через три года родился их брат Исаак. А всего в семье было шестеро детей. Семья была состоятельной; отец был просвещенным человеком — преподавал в ешиве древнееврейскую историю и язык.
Братья Сойеры с детства имели тягу к рисованию. Но ключевую роль в становлении их как художников сыграла бешеная кошка, искусавшая всех троих братьев, да ещё и их сестрёнку. Отец срочно повёз детей в Москву, где им была оказана необходимая помощь, но им какое-то время пришлось жить в Первопрестольной, пока детям проводили вакцинацию. «Сорок уколов» — этим, помнится, еще меня бабушка пугала, когда я проявляла тягу к бродячим животным. А тогда реально делали именно 40 уколов при заражении бешенством! Чтобы скрасить жизнь бедных детишек, которые вынуждены были терпеть малоприятные процедуры, отец водил их в Третьяковскую галерею, где они стали буквально завсегдатаями. Как потом говорил Моисей Сойер, именно тогда у него и его брата-близнеца Рафаэля возникла стойкая уверенность, что они непременно станут художниками.
В 1912 году семья Сойеров эмигрировала в Америку и поселилась в Нью-Йорке. Дети пошли в школу, но им приходилось в свободное время подрабатывать разносчиками газет, продавцами газировки... Семья, мягко говоря, не шиковала, и в последнем классе школы братья-близнецы решили бросить учёбу и пойти работать. Скрепя сердце, родители вынуждены были с этим согласиться. Моисей потом писал, что утешением для родителей стали три дочери, которые прилежно учились, с отличием окончили и школу, и колледж.
А близнецы — Моисей, которого теперь стали звать Мозес и Рафаэль решили стать художниками; вскоре к ним присоединился Исаак, он же Айзек. Они начали посещать вечерние занятия в школе искусств «Cooper Union», потом поступили в Национальную Академию дизайна. Дальше братья учились еще много где, познакомились с ведущими американскими художниками того времени; Мозес сам стал преподавателем, и за педагогические успехи был награждён поездкой в Париж, куда поехал в 1926 году с молодой женой-балериной — в результате они провели в Европе несколько лет, родили там сына, обзавелись знакомствами, да еще младший брат Исаак к ним приехал, и тоже с молодой женой, и тоже на какое-то время они в Париже осели...
Потом, исчерпав средства, Мозес и Айзек вернулись в Америку, а Рафаэль, напротив — рванул в Европу. Там он посетил республиканскую Испанию, Советский Союз... Надо сказать, что, поскольку Сойеры уезжали еще из царской России, неприязни к России советской у них не было, и даже напротив — они дружно состояли в левых организациях: «клубе имени Джона Рида» и группе «Hampton Bays», где заправляли тоже русские художники-эмигранты Николай Циковский и Давид Бурлюк, о которых, впрочем, поговорим чуть позже. Да и о братьях Сойерах можно разглагольствовать еще долго, но не лучше ли нам перейти к просмотру их художественного творчества в жанре «ню»?
Моисей Абрамович Сойер, он же Мозес Сойер (Moses Soyer, 1899, Борисоглебск — 1974, Нью-Йорк)
Художник и модель
Предложение
Отдых
Две обнаженные на кровати
Молодая девушка
Модель и отражение художника
Светловолосая
Обнаженная блондинка
Девушка на стуле с полосатым покрывалом
Девушка с коричневым ожерельем
Обнаженная на стуле
Сидящая женщина
Сидящая полуобнаженная
Сидящая девушка
Молодая женщина с белой накидкой
Семь танцовщиц
Рафаэль Абрамович Сойер (Raphael Soyer, 1899, Борисоглебск — 1987, Нью-Йорк)
На берегу
После купания
Три грации
Зельда
Сеанс с моделью
Модель
Синтия
Обнаженная
Исаак Абрамович Сойер, он же Айзек Сойер (Isaac Soyer, 1902, Борисоглебск — 1981, Нью-Йорк)
Его картин в жанре «ню» удалось отыскать не так много...
Отдыхающая женщина
Обнаженная
Чуть выше я обещала вернуться к друзьям и товарищам братьев Сойеров по их художественным и левацким устремлениям. Упомянуты были художники Н. Циковский и Д. Бурлюк — ну что ж, вот они, в виде бонуса, хоть и выпадают они из хронологии по годам рождения.
Циковский Николай Степанович (1894 — 1984, Россия — США)
Рыжеволосая красавица
А Давид Давидович Бурлюк (1882 — 1967), который не только художник, но еще и поэт, и вообще — основоположник русского футуризма — по степени своей известности переплюнет, пожалуй, всех, с кем я познакомила в этом посте — вместе взятых! Но именно в жанре «ню» его творческое наследие совсем не богато. Из нескольких сотен картин самых разных жанров и стилистики не найдешь и десятка с обнаженной натурой. Но! Картины Давида Бурлюка, несмотря на их наивность (а почему несмотря? может быть, как раз благодаря!) — излучают оптимизм, жизнелюбие и веру в завтрашний день — с каким настроением я и привыкла завершать каждую свою публикацию. Итак, смотрим Давида Бурлюка и прощаемся, но ненадолго: будет еще завершение темы про русское зарубежье.
Две обнаженные женщины
Купание
Обнаженная женская натура
Обнаженная
Поцелуй
Свежие комментарии