Гюстав Доре (1832-1883) - иллюстратор, один из самых плодовитых и успешных книжных мастеров конца XIX века, чья буйная фантазия создала огромные сказочные сцены, широко подражающие академикам. Ценители искусства считают Доре романтичным представителем XIX века, чье творчество лишено художественной ценности, но огромное значение которого заключается во вкладе в развитие книжной иллюстрации. Впоследствии он работал литературным иллюстратором в Париже, получая комиссионные за иллюстрации сцен из книг Рабле, Бальзака, Мильтона и Данте. Особенно известен Доре своими иллюстрациями «Божественной комедии», Библии и классических произведений.
В 1853 году Доре попросили проиллюстрировать работы лорда Байрона и новую английскую Библию. В 1865 году издатель Касселл пригласил Доре подготовить иллюстрированное издание «Потерянного рая» Милтона. Иллюстрации Доре к английской Библии (1866) имели настолько большой успех, что позволили Доре открыть свою собственную выставку в центре Лондона в 1868 году, в которой были выставлены полотна огромного масштаба с иллюстрациями «Триумф христианства над язычеством» и «Христос покидает преториум». Таким образом, иллюстрированная библия Доре - сенсация с момента ее публикации в 1865 году.
Доре также проявил некоторые способности в качестве скульптора. Он выставил колоссальную вазу, украшенную фигурами, на выставке Universselle в Париже в 1878 году, также работал над памятником Дюма.
Техника иллюстрации
Иллюстрации Доре отличались мелкими деталями, техническим мастерством и реалистичными изображениями человеческой формы, а также фантастических существ, таких как драконы, ангелы и демоны. Его черно-белые рисунки демонстрируют минималистский стиль с использованием сравнительно небольшого количества линий и оттенков, но в результате получается мощное изображение, вызывающее яркие движения и глубокие эмоции.Христос покидает преториум
"Христос покидает преториум"
На иллюстрации Доре Иисус после своего осуждения покидает преториум, чтобы подняться на Голгофу. Преториум был зданием римских правителей в Иерусалиме. Солдатам трудно контролировать порядок в толпе, мужчина слева держит крест, которым буквально перекрыл пусть Иисусу. Последний освещен божественным светом и нимбом, мастерски переданным Доре. Также в толпе светом выделена женщина в белом платке, возможно, это Мария. Ее глаза опущены, лицо печально и она уже предрекает приближающееся распятие Христа на Голгофе.
Продавцы цветов в Лондоне
Многие произведения Гюстава Доре были созданы, чтобы вызвать чувства христианского милосердия у зрителя, сочетая крайние черты бедности с человеческими чувствами. Этот ряд иллюстраций высветил пропасть между высшим обществом и мрачной жизнью бедных.И это было очень актуально: в XIX веке движение французского реализма 1850-х годов признало простых, обычных людей подходящим сюжетом для высокого искусства, как, например, в революционном полотне Гюстава Курбе «Дробильщики камня».
Более консервативные художники, такие как Бугро, изображали бедных на очень формальных академических картинах («Благотворительность»).
Вильям Бугро и его картина "Благотворительность"
Густав Курбе "Дробильщики камня"
Подобный сюжет нравился и Гюставу Доре. Доказательство тому - картина «Продавцы цветов в Лондоне»
Герои картины взывают к жалости, к доброте, но при этом они далеко не беспомощны. Женщина готова бороться за будущее своих детей, несмотря на трудности и усталость. Поскольку на изображении нет мужской фигуры, а типичным зрителем искусства в викторианский период был мужчина, Доре предлагает своему зрителю стать соучастником сюжета и оказать поддержку этим слабым и бедным людям. Возможно, именно поэтому богатый Генри Томпсон купил картину и пожертвовал ее в Художественную галерею Уокера в 1880 году, полагая, что это сможет привить жителям Ливерпуля чувство милосердия по отношению к бедным и усилит моральный облик города.
"Продавцы цветов в Лондоне
Сами дети на картине призывают зрителей к милосердию. Об этом говорят их глаза. Что видит в них зритель? Голод, холод, изможденность. Маленькая девочка слева так и старается согреть свои ножки друг о друга. Малыш на руках женщины смотрит прямо на зрителя своими совсем уже взрослыми глазками. Создается ощущение, что этот малыш уже понимает намного больше своих лет. Этот взгляд содержит и укор: слишком широка пропасть между высшим обществом и мрачной жизнью бедных. Малыш с матерью напоминают известный тип в иконописи - "умиление" или "элеуса" (когда Мать и Дитя прижимаются щека к щеке и полны нежности и доброты). Корзина с цветами еще совсем полная, значит им еще предстоит выстоять многие часы на холоде. Эта картина написана настолько проникновенно, что зрителю так и хочется поскорее выкупить все цветы, чтобы увидеть наконец радость и улыбки на этих лицах простых людей.
Главная героиня прижимает своих детей и они находятся как-бы отстраненно, в своем собственном мирке, отдельно от женщины с малышом слева. Последние, по всей видимости, составляют еще одну семью на краю бедности.
Интересные факты из биографии Гюстава Доре
1. Гюстав Доре - самый плодовитый иллюстратор своего времени (за свою жизнь он создал 220 иллюстрированных книг с более чем 10000 отдельных рисунков).2. Самоучка (он был полностью самоучкой, но при этом считался крупным художником и достиг большого мастерства не имея формального образования).
3. Первый шедевр создал в 15 лет (Гюстав Доре с малых лет был вундеркиндом, выпустив свою первую иллюстрированную книгу «Подвиги Геракла» в возрасте 15 лет).
4. Заработал огромное состояние благодаря своему таланту (Доре утверждал, что между 1850 и 1870 годами он заработал на своих иллюстрациях 280 000 фунтов - фантастическая сумма в ту эпоху).
5. Гюстав Доре вошел в историю искусства прежде как непревзойденный интерпретатор «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, «Божественной комедии» Данте, «Дон Кихота» Сервантеса (образы Дон Кихота авторства Доре позже были использованы кинематографистами, режиссерами и художниками в своих собственных проектах).
Свежие комментарии