Последние комментарии

  • Маритта Кесич16 декабря, 5:59
    …Тайна нежна,— вот слово мое,— а жизнь колыбельна; Смерть — повитуха; в земле — новая нам колыбель. Тайна нежна: ми..."Тайна нежна..." Бельгийский художник Guy Cambier (1923 - 2008)
  • Маритта Кесич16 декабря, 1:12
    Очень люблю этого художника...Это волшебство какое-то! Суровая, но прекрасная природа русского Севера на полотнах Юрия Васендина
  • Белка Затейница (Шелл)16 декабря, 1:06
    пейзажи прекрасны, хоть местами понятно, что красота эта может и убить, ибо нет ей дела до того, что хочет человек... Это волшебство какое-то! Суровая, но прекрасная природа русского Севера на полотнах Юрия Васендина

Как художник Николай Ярошенко совместил несовместимое - дослужился до генерала и стал всемирно известным живописцем

 Портрет Н.А. Ярошенко. (1897 год). М.В. Нестеров.

Портрет Н.А. Ярошенко. (1897 год). М.В. Нестеров.

Знаменитого живописца Николая Ярошенко современники называли генералом художников-передвижников. Он был известен не только своим уникальным творчеством, а и тем, что был близким другом многим представителям русской творческой интеллигенции, был родным дядей Бориса Савенкова - революционера-террориста и тестем Максимилиана Волошина - известного художника и поэта.
Да и всю свою жизнь он умудрялся совмещать совершенно противоположные занятия - военную службу, принесшую ему чин генерала, и живопись, сделавшую его всемирно знаменитым художником.



Личное дело


Родился будущий живописец на Полтавщине в 1846 году в семье высокообразованного шляхтича, отставного генерал-майора. Имел Николай двоих братьев и сестру, которая в будущем и станет матерью известного революционера Бориса Савенкова.

 
Автопортрет. (1895 год). Государственный Русский музей

Автопортрет. (1895 год). Государственный Русский музей



И безусловно, судьба старшего сына Николая была предрешена его отцом еще с детства, мечтавшем о том, что тот, как и он, дослужится до чина генерала. Девятилетним мальчуганом Коля был зачислен в Полтавский кадетский корпус, где наряду с военными занятиями курсантам давали уроки рисования, к чему у будущего художника был особый дар.

Затем в жизни Николая Ярошенко было Петербургское военное артиллерийское училище и вечерние рисовальные классы при Академии художеств, где преподавал Иван Крамской. Великая сила характера заставила Николая работать с большой самоотдачей. С одной стороны он все свое свободное время посвящал живописи, милой его сердцу, а с другой - усердно служил, не позволяя себе лишить отца мечты, видевшем в нем кадрового военного. 

 
«Старик с табакеркой». Автор: Н. Ярошенко.

«Старик с табакеркой». Автор: Н. Ярошенко.



 
«Украинка». Автор: Н. Ярошенко.

«Украинка». Автор: Н. Ярошенко.



К двадцати пяти годам Ярошенко был уже сложившимся художником, со своим видением мира и выработанным почерком. Из под его кисти вышли первые мастерски выполненные портреты "Старик с табакеркой", "Крестьянин", "Старый еврей", "Украинка".

Любовь на всю жизнь

 

 
Портрет Марии Павловны Ярошенко (1875 год)./ Автопортрет Николая Ярошенко.

Портрет Марии Павловны Ярошенко (1875 год)./ Автопортрет Николая Ярошенко.



После окончания вечерних классов Императорской Академии искусств 28-летний Николай Ярошенко женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. Это была пара чрезвычайной красоты - физической и духовной. И так как собственных детей, к сожалению, у супругов не было, они воспитали приемную дочь - Надежду.

 
«Курсистка».(1880 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Курсистка».(1880 год). Автор: Н. Ярошенко.



Творческий путь


Через год, в 1875 году, состоялся дебют Ярошенко на Четвертой Передвижной выставке, где он представил полотно «Невский проспект ночью», на котором изобразил дождливую ночь и две женщины, съежившихся на пороге богатого дома, их судьба-злодейка выгнала на панель. (К сожалению это полотно было уничтожено во время Второй мировой войны). 

 
«Девушка-крестьянка».(1891 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Девушка-крестьянка».(1891 год). Автор: Н. Ярошенко.



И уже совсем скоро он становится членом Товарищества передвижников, и почти сразу же избирается коллегами в правление, где вместе с Иваном Крамским были ведущими представителями движения. Крамского соратники называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».

«Ярошенковские субботы»


В петербургской квартире Николая Александровича проходили знаменитые "Ярошенковские субботы", которые были своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Постоянными посетителями здесь были знаменитые писатели - Гаршин, Успенский, Короленко, художники - Репин, Куинджи, Поленов, Максимов, легендарные ученые нобелевские лауреаты - Менделеев и Павлов. Гостил у Николая Александровича и Лев Толстой, который считал художника своим близким другом. И когда семья Ярошенко жила уже в Кисловодске, именно к ним и хотел "сбежать" русский писатель из своей Ясной поляны.

 
«Шат-гора (Эльбрус)» (1884 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Шат-гора (Эльбрус)» (1884 год). Автор: Н. Ярошенко.



Ярошенко до отставки, нередко бывая на Северном Кавказе, привозил "фантастические" пейзажи вызывающие у столичной публики фурор. По тем временам Северный Кавказ для большинства жителей России был краем далеким и неизведанным. Поэтому, на экспозиции картины «Шат-гора (Эльбрус)», публика посчитала изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией и вымыслом мастера.

 
Кавказский пейзаж. Автор: Н. Ярошенко.

Кавказский пейзаж. Автор: Н. Ярошенко.



Работал Николай Ярошенко в различных жанрах от пейзажа и натюрморта до портрета и жанровых сцен. Но наиболее его творчество проявилось в создании исторических образов выдающихся людей второй половины 19 века, современников мастера. По характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом, умевшим показать всю глубину человеческой души. Со слов жены живописца М.П. Ярошенко: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». 

Серия портретов Николая Ярошенко

 

 
«Портрет М.А. Плещеева». (1887 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет М.А. Плещеева». (1887 год). Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой».(1884 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой».(1884 год). Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет Глеба Успенского». Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет Глеба Успенского». Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет художника Николая Ге». Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет художника Николая Ге». Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко. Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко. Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет неизвестной». (1881 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет неизвестной». (1881 год). Автор: Н. Ярошенко.



 
«Студент». (1881 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Студент». (1881 год). Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет молодой дамы». Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет молодой дамы». Автор: Н. Ярошенко.



 
«Сестра милосердия».(1886 год.) Автор: Н. Ярошенко.

«Сестра милосердия».(1886 год.) Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет цыганки». Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет цыганки». Автор: Н. Ярошенко.



 
«Старик». Автор: Н. Ярошенко.

«Старик». Автор: Н. Ярошенко.



 
«Летом».  Автор: Н. Ярошенко.

«Летом». Автор: Н. Ярошенко.



Жанровые работы художника


Удивительное по своей сути полотно "Всюду жизнь", написанное в 1888 году стало венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке. Оригинальная композиция этого произведения представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной. 

 
«Всюду жизнь». (1888 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Всюду жизнь». (1888 год). Автор: Н. Ярошенко.



 
«Старое и молодое» (1881 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Старое и молодое» (1881 год). Автор: Н. Ярошенко.



 
«Выгнали». (1883 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Выгнали». (1883 год). Автор: Н. Ярошенко.



Последние годы жизни


Более двадцати лет Николай Ярошенко прослужил на патронно-минном заводе Петербурга в качестве военного инженера, и незадолго до отставки ему был пожалован чин генерал-майора, об этом так мечтал когда-то отец художника. Уволившись в запас по состоянию здоровья, они с женой уехали в Кисловодск на ранее приобретенную дачу.

Атмосферу дружеских петербургских вечеров Николай Александрович с женой возобновили и в Кисловодске. На лето к ним съезжались близкие друзья, а так же постоянными гостями в их доме были знаменитые художники, артисты и ученые, отдыхавшие в Кисловодске летом. Организовывались огромные пикники, походы в горы и различные массовые поездки с посещением достопримечательных мест Кавказа. И отовсюду художник привозил много этюдов и зарисовок.

А в конце жизни, невзирая на туберкулез трахеи, Ярошенко отправляется в путешествие по России и миру. Он посетит Поволжье, Италию, Сирию, Палестину, Египет. Из этих странствий мастер привезет немало картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

 
Надгробный памятник Николая Ярошенко.

Надгробный памятник Николая Ярошенко.



Ярошенко не стало в 52 года. Умер художник от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более десяти километров с горы Большое седло, где писал с натуры очередной этюд. Там же, в Кисловодске, художника-генерала похоронили, и там был открыт художественный музей Николая Александровича.



Вдова художника, пережившая мужа на семнадцать лет, завещала после своей смерти передать большую часть работ мужа в дар его родному городу Полтаве. Они то и составили основу Полтавской картинной галереи, которой позже присвоят имя художника. 

Источник ➝