Последние комментарии

  • Мария Федоровна Арефьева
    Это просто невероятно! Цветы живые и объемные. Вот это действительно ИСКУССТВО с большой буквы! Художник Gerald Cooper (1898 — 1975). В волшебном царстве цветов
  • Lora Некрасова
    Хочется всё это съесть, а котика погладить и дать ему  молочка.Художник Елена Базанова. Акварели
  • Рая НИКОЛОВА
    Известно, как :его любили " В 1937 Как и следовало ожидать картины Сычкова стали центральным событием выставки. И он ...Художник Федот Сычков (1870 – 1958)

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова

 

Картина Алексей Харламов
 

 

"Портрет девушки в белом платке"

Хочу познакомить вас с творчеством прекрасного, но незаслуженно забытого русского художника Алексея Алексеевича Харламова (1840-1925).

Алексей Харламов родился в 1840 году в многодетной семье крепостного крестьянина. У родителей он был седьмым ребёнком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице, оставив при этом детей себе.

Маленькому Алеше повезло — из-за младенческого возраста он не мог быть отлучен от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и ещё двумя младшими детьми получили вольную. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург.

 

А. А. Харламов за работой
 

 

В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В. Я. Афанасьева. Он очень старается в учёбе и в 1854 году поступает в Императорскую Академию художеств, где становится учеником профессора А. Т. Маркова, представителя позднего классицизма. За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич Харламов в 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году — две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году — Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом».

 

Картина Алексей Харламов
 

 

Девочка с красным ожерельем

В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Алексей Алексеевич много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии. Некоторое время живёт в Париже. В 1871—1872 годах по заказу музея Петербургской Академии художеств он делает во дворце Маурицхейс в Гааге копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 же году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник будет регулярно посылать свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.

 

Ð®Ð½Ð°Ñ ÐºÑ€Ð°Ñавица. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Юная красавица

В конце 1872 года художник возвращается в Париж, где поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна. Аристократические и буржуазные салоны Третьей республики были заполнены портретами и историческими картинами Бонна. Этот модный живописец успешно передавал внешнее сходство с натурой и при этом сохранял видимость «музейного» искусства. Отдавая дань его механическому мастерству, современник назвал Бонна «превосходным, однообразным и тривиальным художником». Вслед за Бонна Харламов удачно имитировал в своих произведениях внешний вид классической живописи — любимых им старых испанских мастеров, Рембрандта, итальянцев XVII века. Именно под влиянием Бонна окончательно оформился художественный стиль Харламова.

 

Девочка Ñ ÐºÐ¾Ñ€Ð°Ð»Ð»Ð¾Ð²Ñ‹Ð¼ ожерельем и платком. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Девочка с коралловым ожерельем и платком

В 1874 году Харламов отправил на академическую выставку в Санкт-Петербург три свои работы — «Бедный музыкант», «Головка итальянки» и «Головка мордовки». За эти картины и за сделанную в Гааге копию с «Урока анатомии» Рембрандта он получил звание академика. Тогда же, в 1874 году, Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника — Репин и Харламов, — писал он. — Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам Харламов за один год сделал стремительную карьеру.

 

Картина Алексей Харламов
 

 

Портрет И.С. Тургенева работы А.А. Харламова

 

Мечты. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Мечты

Выставленные в Салоне 1875 года портреты Полины и Луи Виардо работы Харламова имели блестящие отклики прессы, организованные Тургеневым. Именно по совету русского писателя Эмиль Золя, посылавший в петербургский «Вестник Европы» свои «Парижские письма», посвятил Харламову восторженный отклик. В харламовских портретах Золя увидел «дебют крупного таланта». Другой рецензент отмечал «мощь, энергию, уверенность лепки, глубину и жар колеров».

 

Девочка на голубом фоне. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Девочка на голубом фоне

В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию. Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н. Н. Брешко-Брешковского, потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И. Е. Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.

 

СоÐерцание. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Созерцание

По возвращении в Париж Харламов снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль и превращает её в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы. В Веле же Алексей Алексеевич познакомился с юной Фанни Шютц (Фелией Литвин), ставшей впоследствии знаменитой певицей. Их дружба будет продолжаться вплоть до смерти художника.

 

Картина Алексей Харламов
 

 

Девушка с рыжими волосами

Со второй половины 1870-х Харламова увлекает передача световоздушной среды. В некоторых своих работах, в частности в акварели «Головка» (1881, в настоящее время находится в Саратовском музее имени А. Н. Радищева), он близко подходит к пленэру, наполняет изображение светом, воздухом. В эти же годы у Харламова появилась тема в салонном духе, которую можно назвать «Итальянцы эпохи Ренессанса». В новом цикле Харламов обращается не столько к манере письма старых мастеров, сколько к бытовым подробностям эпохи Возрождения. Однако увлечение эпохой Ренессанса, как и пленэром, было мимолетным. Виртуоз раз и навсегда заученного приема, художник продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок — вне времени и вне художественного развития. Единственным полотном, явившимся ярким исключением, стал портрет И. С. Тургенева, о котором сам писатель говорил ещё в процессе работы: «Харламов пишет с меня портрет, который выйдет превосходный».

 

Портрет четырех детей от второго брака Павла Павловича Демидова, 2-го кнÑÐÑ Ð¡Ð°Ð½-Донато (1839-1885), Ðврора (1873-1904), Ðнатолий (1874-1943), ÐœÐ°Ñ€Ð¸Ñ (1876-1955) и Павел (1879-1909). ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Портрет четырех детей от второго брака Павла Павловича Демидова, 2-го князя Сан-Донато (1839-1885), Аврора (1873-1904), Анатолий (1874-1943), Мария (1876-1955) и Павел (1879-1909) (середина 1870-х гг.)

Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия. Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию. Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так, картина «Женская головка» была приобретена императрицей Марией Федоровной. У Харламова просто не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший успеху художника, обернулся для него трагедией в начале века XX-го, когда художественные вкусы общества значительно изменились.

 

Картина Алексей Харламов
 

 

Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственной, кто скрашивал его старость, была французская оперная певица Фелия Литвинн.

 

Ð¤ÐµÐ»Ð¸Ñ Ð›Ð¸Ñ‚Ð²Ð¸Ð½Ð½. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Фелия Литвинн

Умер Алексей Алексеевич Харламов весной 1925 года в Париже. Похоронен 13 апреля того же года на кладбище Пер-Лашез.

 

Портрет креÑÑ‚ÑŒÑнÑкой девочки. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Портрет крестьянской девочки

 

Девочка Ñ Ð²ÑƒÐ°Ð»ÑŒÑŽ. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Девочка с вуалью

 

Ð®Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»ÑŒ. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Юная модель

 

РоÐовый боннет. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Розовый боннет

 

Дочь художника. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Дочь художника

 

Подруги. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Подруги

 

Девочка Ñ Ð¶ÐµÐ¼Ñ‡ÑƒÐ¶Ð½Ñ‹Ð¼ ожерельем. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Девочка с жемчужным ожерельем

 

Девушка Ðа шитьем. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Девочка за шитьем

 

Ð®Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»ÑŒ. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Юная модель

 

ÐœÐ°Ð»ÐµÐ½ÑŒÐºÐ°Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð°. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Маленькая мама

 

Девушка в пеÑтром платке. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Девушка в пестром платке

 

Этюд девочки. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Этюд девочки

 

Портрет девочки в краÑном платке. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Портрет девочки в красном платке

 

Ð‘ÐµÐ»Ð¾ÐºÑƒÑ€Ð°Ñ Ñ€Ð¾Ðа. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Белокурая роза

 

ДетÑтво. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Детство

 

Картина Алексей Харламов
 

 

Душка

 

ÐœÐ°Ð»ÐµÐ½ÑŒÐºÐ°Ñ ÑˆÐ²ÐµÑ. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

 

Маленькая швея

Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх