Искусство

71 862 подписчика

Свежие комментарии

  • Наталия Кузнецова (Мунштукова)
    Как хорошо!Художник Rachel R...
  • Наталия Кузнецова (Мунштукова)
    Любил женщин и относился с трепетом...Художник Carl The...
  • Наталия Кузнецова (Мунштукова)
    Замечательно!Семирадский Генри...

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

"Портрет девушки в белом платке"

Хочу познакомить вас с творчеством прекрасного, но незаслуженно забытого русского художника Алексея Алексеевича Харламова (1840-1925).

Алексей Харламов родился в 1840 году в многодетной семье крепостного крестьянина. У родителей он был седьмым ребёнком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице, оставив при этом детей себе. Маленькому Алеше повезло — из-за младенческого возраста он не мог быть отлучен от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и ещё двумя младшими детьми получили вольную. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург.

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В. Я. Афанасьева. Он очень старается в учёбе и в 1854 году поступает в Императорскую Академию художеств, где становится учеником профессора А. Т. Маркова, представителя позднего классицизма. За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич Харламов в 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году — две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году — Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом».

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Девочка с красным ожерельем

В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Алексей Алексеевич много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии. Некоторое время живёт в Париже. В 1871—1872 годах по заказу музея Петербургской Академии художеств он делает во дворце Маурицхейс в Гааге копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 же году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник будет регулярно посылать свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Юная красавица

В конце 1872 года художник возвращается в Париж, где поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна. Аристократические и буржуазные салоны Третьей республики были заполнены портретами и историческими картинами Бонна. Этот модный живописец успешно передавал внешнее сходство с натурой и при этом сохранял видимость «музейного» искусства. Отдавая дань его механическому мастерству, современник назвал Бонна «превосходным, однообразным и тривиальным художником». Вслед за Бонна Харламов удачно имитировал в своих произведениях внешний вид классической живописи — любимых им старых испанских мастеров, Рембрандта, итальянцев XVII века. Именно под влиянием Бонна окончательно оформился художественный стиль Харламова.

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Девочка с коралловым ожерельем и платком

В 1874 году Харламов отправил на академическую выставку в Санкт-Петербург три свои работы — «Бедный музыкант», «Головка итальянки» и «Головка мордовки». За эти картины и за сделанную в Гааге копию с «Урока анатомии» Рембрандта он получил звание академика. Тогда же, в 1874 году, Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника — Репин и Харламов, — писал он. — Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам Харламов за один год сделал стремительную карьеру.

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Портрет И.С. Тургенева работы А.А. Харламова

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Мечты

Выставленные в Салоне 1875 года портреты Полины и Луи Виардо работы Харламова имели блестящие отклики прессы, организованные Тургеневым. Именно по совету русского писателя Эмиль Золя, посылавший в петербургский «Вестник Европы» свои «Парижские письма», посвятил Харламову восторженный отклик. В харламовских портретах Золя увидел «дебют крупного таланта». Другой рецензент отмечал «мощь, энергию, уверенность лепки, глубину и жар колеров».

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Девочка на голубом фоне

В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию. Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н. Н. Брешко-Брешковского, потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И. Е. Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Созерцание

По возвращении в Париж Харламов снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль и превращает её в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы. В Веле же Алексей Алексеевич познакомился с юной Фанни Шютц (Фелией Литвин), ставшей впоследствии знаменитой певицей. Их дружба будет продолжаться вплоть до смерти художника.

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Девушка с рыжими волосами

Со второй половины 1870-х Харламова увлекает передача световоздушной среды. В некоторых своих работах, в частности в акварели «Головка» (1881, в настоящее время находится в Саратовском музее имени А. Н. Радищева), он близко подходит к пленэру, наполняет изображение светом, воздухом. В эти же годы у Харламова появилась тема в салонном духе, которую можно назвать «Итальянцы эпохи Ренессанса». В новом цикле Харламов обращается не столько к манере письма старых мастеров, сколько к бытовым подробностям эпохи Возрождения. Однако увлечение эпохой Ренессанса, как и пленэром, было мимолетным. Виртуоз раз и навсегда заученного приема, художник продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок — вне времени и вне художественного развития. Единственным полотном, явившимся ярким исключением, стал портрет И. С. Тургенева, о котором сам писатель говорил ещё в процессе работы: «Харламов пишет с меня портрет, который выйдет превосходный».

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Портрет четырех детей от второго брака Павла Павловича Демидова, 2-го князя Сан-Донато (1839-1885), Аврора (1873-1904), Анатолий (1874-1943), Мария (1876-1955) и Павел (1879-1909) (середина 1870-х гг.)

Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия. Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию. Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так, картина «Женская головка» была приобретена императрицей Марией Федоровной. У Харламова просто не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший успеху художника, обернулся для него трагедией в начале века XX-го, когда художественные вкусы общества значительно изменились.

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственной, кто скрашивал его старость, была французская оперная певица Фелия Литвинн.

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Фелия Литвинн

Умер Алексей Алексеевич Харламов весной 1925 года в Париже. Похоронен 13 апреля того же года на кладбище Пер-Лашез.

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Портрет крестьянской девочки

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Девочка с вуалью

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Юная модель

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Розовый боннет

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Дочь художника

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Подруги

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Девочка с жемчужным ожерельем

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Девочка за шитьем

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Юная модель

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Маленькая мама

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Девушка в пестром платке

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Этюд девочки

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Портрет девочки в красном платке

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Белокурая роза

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Детство

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Душка

 

Портретное творчество русского художника Алексея Харламова
 

 

Маленькая швея

Источник ➝

Картина дня

))}
Loading...
наверх