На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 073 подписчика

Свежие комментарии

  • Вадим
    Прекрасный пост"Опять в гостиной...
  • Валерий Николаевич
    К. Коровина очень люблю, а про П.Коровина впервые слышу. СпасибоПётр Коровин «С п...
  • Grandad
    О каком живописце речь?Легкий эротизм и ...

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 29

Продолжим наше путешествие по разным странам, стилям и эпохам для знакомства с художественным наследием в жанре «ню». Полагаю, что нам пора вернуться на родную почву и обратиться к истокам. Поэтому следующая глава нашего экскурса будет такая:

29. Российская Империя

Здесь, по понятным причинам, мы немного отступим от временных рамок, принятых в предыдущих обзорах по странам, где мы не заглядывали дальше конца XIX века, в основном знакомясь с творчеством художников XX и XXI веков.

Сегодня мы начнем с века восемнадцатого, и двигаться будем по годам рождения художников в порядке возрастания.

Единственная картина из найденных мной с намёком на «ню», написанная в XVIII веке, была размером с открытку. Но зато каков художник! И какова модель!

Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825) — знаменитейший русский художник-портретист. Елизавета Григорьевна Тёмкина-Калагеорги (1775 — 1854) — дочь Екатерины II и светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического. В 1797 году, когда Елизавета уже 3 года как была замужем, один из её бывших опекунов, племянник Потёмкина Александр Самойлов заказал Боровиковскому портрет Елизаветы. В 1798 году портрет был готов, а в качестве бонуса художник написал миниатюру на цинке, где Елизавета Тёмкина изображена в образе Дианы, греческой богини растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия.

Портрет Елизаветы Григорьевны Тёмкиной в образе Дианы

Алексей Гаврилович Венецианов (1780 — 1847) — русский живописец, который специализировался на жанровых сценах из крестьянской жизни. Есть у него и несколько изображений купающихся крестьянок, написанных по всем канонам жанра «ню». Не знаю, позировали ли художнику крестьянки, или он за ними подсматривал, а может, там было что-то ещё — кто ж теперь узнает?
Купальщицы (1829)

Купальщица (расчесывание волос)

Купальщица с чашей (1832)

Купальщицы

Пётр Васильевич Басин (1793 — 1877) — русский религиозный, исторический и портретный живописец, педагог, академик. Полотна с обнажённой натурой у него тоже выполнены в сугубо академическом стиле.
Вакханалия

Сусанна, застигнутая старцами в купальне

Карл Павлович Брюллов (1799 — 1852)
Итальянское утро (1823)

Спящая Юнона (1840-е)

Вирсавия (1832)

фотожаба в тему
... и про Вирсавию уже всерьёз и подробно

По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха (1835)

У этого рисунка Карла Брюллова интересная история. Художник много путешествовал и после длительной поездки по Греции в 1835 году прибыл в Константинополь, где остановился в доме русского посланника. Брюллов уже имел известность в Европе, и на него посыпались заказы от турецкой знати, в частности, от богатого дипломата Махмуда Буюк-дере. Брюллов написал несколько портретов самого дипломата, затем «семейный портрет», где Махмут с четырьмя женами, у которых лица, само собой, были закрыты, идут по городу. А кроме того Буюк-дере попросил Брюллова написать портреты его жен с открытыми лицами, при условии, что художник не будет их показывать в мусульманских странах. Карл Павлович познакомился с жёнами Махмуда поближе — тот не возражал и разрешал им позировать художнику даже в своё отсутствие — а с самой красивой из них по имени Аиша — с ней Брюллов познакомился... скажем так, совсем близко, наставив дипломату рога, чем впоследствии очень гордился. От Аиши Карл Павлович выяснил, что на людях дипломат изображал состоятельного человека, а на собственных женах экономил как мог. Несчастным женщинам не хватало самых элементарных вещей — в год каждой полагался всего один комплект белья! В отместку семейному деспоту Брюллов и нарисовал эту картину, где изображена та самая Аиша. Правда, обещание, данное Махмуду, художник сдержал и долгое время никому не показывал этот рисунок.
Григорий Игнатьевич Лапченко (1801 – 1876)
Утро (1830-е)

Сусанна, застигнутая старцами (1831)

Раз уж Сусанна, которую застигли старцы, попадается сегодня второй раз, поясню, что это за сюжет. Там история такая. Сусанна, само собой, в чём мать родила, купалась в своём саду. А за ней подглядывали два старика — уважаемые старейшины, которых евреи избрали судьями. Увидев Сусанну голышом, они воспылали желанием, и у них родился хитрый план. Они жёстко наехали на девушку, мол, ты прелюбодейка! и мы тебя обвиним! но... если ты с нами будешь ласкова — это же совсем другое таки дело будет... Сусанна отказалась удовлетворить похоть старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена к смерти, но в последнюю минуту — благодаря пророку Даниилу, который допросил дедков каждого по отдельности — была спасена. Лжесвидетели были уличены во лжи и казнены.

А здесь у меня подробнейший разбор истории Сусанны и старцев со множеством иллюстраций

Василий Александрович Голике (он же Вильгельм Август Голике; 1802 — 1848) — русский художник немецкого происхождения. В основном писал портреты, жанровые и исторические сцены.
Две купальщицы (1846)

Вакханка

Тимофей Андреевич Нефф (1805 — 1876)
Купальщица

Девушка, расчесывающая волосы (1852)

Поклонница Вакха

У источника (1859)

Алексей Васильевич Тыранов (1808 — 1859)
Девушка с мокрыми волосами

Михаил Иванович Скотти (1814 — 1861)
Сатир и Вакханка (1840-е)

Андрей Францевич Беллоли (1820—1881)
После купания: 1-й вариант

После купания: 2-й вариант

Купальщица

Юдифь

Свидание

Фёдор Петрович Чумаков (1823 – 1899)
Купальщица

Фёдор Андреевич Бронников (1827 – 1902)
Римские бани (1858)

Валерий Иванович Якоби (1834 — 1902)
Девушка с саблей (1882)

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834 — 1911)
Смотрины невесты

Фирс Сергеевич Журавлев (1836 – 1901)
Девичник в бане (1885)

Нагая женщина

Обнаженная купальщица (1880)

Константин Егорович Маковский (1839 — 1915)
Красавица, готовящаяся к купанию

Сатир и Нимфа (1863)

Обнаженная в черных чулках

Рождение Венеры

Натурщица

Богиня воды

Генрих Ипполитович Семирадский (1843 — 1902) — русский и польский живописец-академист. Родился в Харьковской губернии, учился в Харькове и Петербурге, участвовал в росписи Храма Христа Спасителя в Москве. Основное направление его творчества — мифологические и исторические сюжеты. Про картины «Танец среди мечей» и «Фрина на празднике Посейдона», которые будут представлены ниже, искусствовед В. Манин писал, что они «воспевают красоту сущего мира... Сюжет здесь — дело второстепенное, ибо это не исторические картины. Полотна Семирадского — это восторг перед красотой».
Танец среди мечей (1887)

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине (1889)

Фрина жила в Греции в IV веке до н.э. и была гетерой. Про её красоту ходили легенды. Она была очень популярна в высших кругах аристократии, к тому же была моделью скульптора Праксителя и художника Апеллеса, который писал с неё Афродиту. Вот в какой-то момент Фрина и решила, что она отнюдь не хуже самой Афродиты, а совсем наоборот. И надумала бросить вызов Афродите. На празднике Посейдона она сбросила одежды и спустилась к морю, каковой момент и запечатлён на картине Семирадского. Как отреагировала на этот вызов Афродита — покрыто тайной веков. Скорее всего — никак.

Еще одна картина с античным сюжетом «Женщина или ваза» («Трудный выбор») была написана Семирадским в 1875 г. Пожилому римскому патрицию предстоит выбор между красавицей-рабыней и китайской вазой. Старик находится в раздумье, он уже пресыщен наслаждениями. А вот сын патриция с восторгом смотрит на тело невольницы, не разделяя отцовских затруднений с выбором...
Женщина или ваза (Трудный выбор)

Илья Ефимович Репин (1844 – 1930)
Искушение (1891)

Натурщица (1895)

Обнаженная натурщица со спины (1896)

Николай Корнилиевич Бодаревский (1850 – 1921)
Любимчик (1905)

Обнаженная (1890-е)

Обнаженная в мастерской (1905)

Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910)
Сафо (1885)

Восточный танец (1887)

Ян Францевич Ционглинский (1858 – 1912)
Поцелуй солнца (1908)

Сергей Семенович Егорнов (1860 — 1920)
Отдыхающая девушка (1892)

Обнажённая (1903)

Танец на пиру в древнем Риме (1909)

Виктор Карлович Штембер (Штемберг) (1863 — 1921) оставил довольно богатое художественное наследие в жанре «ню». Что интересно, после революции 1917 года Штембер переключился на портреты революционеров, членов партии и даже работал над портретами Ленина...
Три картины с одинаковым названием «В лесу»

Обнаженная с ирисами

Обнаженная с цветком

Вакханка

Ева

Модель

Музыкальный момент

Сирены у моря

Утро

Порыв

Сон

Валентин Александрович Серов (1865 – 1911)
Натурщица (1905)

Портрет Иды Рубинштейн (1910)

Николай Петрович Богданов-Бельский (1868 – 1945)
Зеленая лампа (1910)

Купальщица (1900-е)

Сергей Арсеньевич Виноградов (1869 – 1938)
Спящая обнаженная (1900-е)

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 – 1905)
Купальщица

Дафнис и Хлоя

Иван Семенович Куликов (1875 — 1941)
Первая натурщица (1896)

Константин Фёдорович Юон (1875—1958)
Тело (1913)

Виталий Гаврилович Тихов (1876 – 1939)
Купальщицы (1912)

Обнажённая (1906-1907)

Обнажённая (1910-е)

Русская красавица (1908)

Сидящая обнажённая (1911)

Елена Константиновна Лукш-Маковская (1878 – 1967)
Отрочество (1903)

Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927)
Портрет дамы. Модель (1908)

Красавица (1915)

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 – 1939)
Вакханка (1912)

Николай Иванович Фешин (1881 – 1955)
Натурщица (1910-е)

Ню (1911)

Натурщица (1913)

Купальщица (1914)

Обнаженная в ванной комнате (1916)

Эта картина, символизирующая безусловную победу и торжество витальности, плодородия и оптимизма над тленом и пустотой — она стала последней в нашем сегодняшнем обзоре художников Российской Империи и их картин в жанре «ню». Художники-то остались, и обнаженная натура никуда не делась, а вот Российская Империя прекратила своё существование. Впрочем, это уже другая история, уж точно не имеющая отношения к живописи жанра «ню»...

источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх