На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 076 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Николаевич
    К. Коровина очень люблю, а про П.Коровина впервые слышу. СпасибоПётр Коровин «С п...
  • Grandad
    О каком живописце речь?Легкий эротизм и ...
  • Сергей Дмитриев
    Инсинуации вокруг жизни и смерти Христа продолжаются уже 2024 года, который тоже одним боком - счастливый номер. Стат...Главная загадка ...

Корабль в искусстве

   Красивые формы кораблей, их выразительные контуры пленяют воображение людей с незапамятных времен. Первые изображения кораблей, точнее лодок, оставили для нас художники далекого каменного века, создатели наскальных росписей и рисунков.

   Корабль, как тема, по сей день занимает важное место в искусстве художников.

Почетное место теме корабля отводилось в искусстве Древнего Египта.

Ценную информацию о форме египетских кораблей донесли до нас обнаруженные в местах захоронений барельефы, росписи и даже модели.

Постройка папирусной лодки не требовала много времени, материал же – тростник – имелся в изобилии.

 

Недостатками такого судна были недолговечность, ограниченная вместимость, малая грузоподъемность.

 

 

Много изображений греческих кораблей сохранилось на фресках, барельефах, мозаичных панно, на античных вазах.

 Мастер пейзажей на мотивы «Одиссеи». Уничтожение лестригонами кораблей Одиссея

Стенная роспись, I век до н. э.. Библиотека Ватикана

   Эти живописные, выполненные в почти импрессионистической манере античные пейзажи, происходят из одной римских вилл. Рядом с человеческими фигурами греческими буквами написаны их имена, из чего можно предположить, что автором фресок был греческий художник. Изображенные на фреске корабли по типу – греческие гребные суда.

 

На терракоте, найденной при раскопках в Порта Латина возле Рима и относящейся предположительно к I в н. э., изображена Афина, помогающая прилаживать парус,  знаменитый мастер и кормчий "Арго" Тифус, и сам Ясон с долотом.

 

Музей Спарты. Древняя модель триремы с тараном.

Суда с таранами — триеры были самыми распространенными военными судами. Наряду с триерами существовали пентеконтеры и диэры, а с IV в. до н. э. появляются корабли с четырьмя и пятью рядами весел. 

 

Лаврион. Храм Посейдона

Барельеф с изображением расположения гребцов на триреме

 

Родос. Барельеф древнегреческого боевого корабля. Отчетливо виден таран.

 

Чернолаковый сосуд. Греческий военный корабль

 

Чернолаковый килик. Пираты нападают на греческий торговый корабль

 

Керченский полуостров. Нимфей. Граффити из храма Аполлона и Афродиты, посольский корабль «Изиды»

 

Мозаика из Помпей

 

   В средние века было создано очень мало достоверных изображений кораблей. К числу бесспорно достоверных относится ковер из Байё.   На ковре увековечены сцены высадки войска Вильгельма Завоевателя на английский берег в 1066 году и битвы при Гастингсе. Предполагается, что он выткан женой Вильгельма, королевой Матильдой и ее придворными дамами. Ковер имеет внушительные размеры: 63х0,46 м. Изображенные на нем корабли по форме почти не отличаются от кораблей, предшествовавших судам викингов. Бортовая обшивка выполнена, по северному обычаю, способом «клингер». Парус на единственной мачте – прямой. Все без исключения корабли викингов были оснащены, помимо парусов, и веслами. На ковре же многие нормандские корабли изображены уже без отверстий для весел. Это говорит о том, что в это время  большинство нормандских кораблей ходило только под парусами.

   Фрагменты ковра из Байё (XI век)  

 

 

   Драккары 

   Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль», буквально — «корабль-дракон») —  деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Размеры драккаров колебались от 35 до 60 метров. На носу крепилась резная голова дракона (отсюда и название корабля), а по бортам располагались щиты.

 

Николай Рерих. Заморские гости

 

П. Осинин. Разбитый драккар

 

Амброджо Лоренцетти (между 1319-1347 гг.). Чудо святого Николая Барийского

Флоренция Галерея Уффици

   В основу сюжета легла легенда о том, как святой Николай Барийский обратился к морякам помочь голодающему населению Миры. Византийцы уступили часть своих запасов пшеницы, но по возвращении обнаружили, что трюмы их кораблей по-прежнему полны зерном. Картина позволяет составить представление о византийских кораблях XIV века. Это были двухмачтовые  суда с латинскими парусами. Рулевые весла выступали позади расположенных с двух сторон украшений. В центре изображено двухмачтовое судно; латинские паруса его приняли обычную при попутном ветре форму, называемую ножницами.

 

Французский миниатюрист. Страница из хроники Фруассара

   На миниатюре запечатлен один из эпизодов Столетней войны (1339 – 1440): сражение между английским и французским флотом в 1340 году вблизи нидерландского города Слейс. Изображенные на миниатюре суда знакомят с типом северного корабля, известного под названием неф или, как его называли немцы, когг. Эти одномачтовые суда ведут свое происхождение от кораблей викингов. В отличие от своих предшественников они были шире и выше, имели не временные, стабильные палубы и башни в кормовой и носовой частях. Ходили они только под парусами, причем паруса были прямоугольные.

 

   Эрколе де Роберти (1456 – 1496) Корабль аргонавтов

   Здесь пропорции людей и судна сильно искажены. Изображенный корабль – разновидность средиземноморской караки. Карака была одним из типичных южных кораблей. Одна из особенностей караки – высокая и толстая грот-мачта, рядом с которой фок-мачта и бизань-мачта казались карликовыми. Сюжет взят из греческой мифологии, но изображенный корабль не имеет ничего общего с греческими кораблями, так же, как и одежды действующих лиц. И то, и другое художник перенес на полотно из современного ему XV века.

 

 

Витторе Карпаччо (1465 – 1522)

Картины из цикла «Жизнь святой Урсулы»

Карпаччо мы обязаны самым достоверным изображением кораблей средневековья. На картинах мы видим караки с характерной для них высокой и толстой грот-мачтой. На юте изображенного  корабля имеется тентовое устройство.

 

Пинтуриккио (Бернардино ди Бетто Бьяджо; ок. 1454 – 1513)

Возвращение Одиссея (Пенелопа и женихи)

Изображенное на заднем плане судно – карака начала XVI века, но оснащенная уже не тремя, а четырьмя мачтами.

 

   Питер Брейгель старший (ок. 1525 – 1569)

   Если Карпаччо оставил для нас наиболее достоверное изображение кораблей XV века, то Питеру Брейгелю старшему мы обязаны точными изображениями кораблей следующего XVI века.

 

Питер Брейгель старший. Падение Икара

Корабль на картине  - большая четырехмачтовая карака середины XVI века.

 

Венецианский мастер (конец XVI века). Битва при Лепанто

   На юге роль военных кораблей с древнейших времен до середины XVIII века сохранялась за галерами. На этих оснащенных веслами и латинскими парусами с низкими бортами судах, объединенная флотилия «священной лиги» вступила 7 октября 1571 года в бой с флотом Османской империи. Европейским флотом командовал Хуан Австрийский, во главе турецкого флота стоял Али паша. С европейской стороны в битве наряду с галерами приняли участие и несколько галеасов. Галеас тип корабля, переходный от классической галеры к паруснику. Размеры его позволяли устанавливать на нем больше орудий, чем на галере. Кроме того, большие размеры и массивность галеасов позволяли им подминать под себя галеры.

Битва закончилась поражением турецкого флота. Известно, что на одном из испанских кораблей сражался Сервантес.

 

Битва при Лепанто. Галеас

 

Франсиско де Сурбаран (1598 – 1664)

Оборона Кадиса

   1 ноября 1625 года английский флот под командованием лорда Уимблтона напал на испанский порт Кадис. Защитникам порта, во главе которых стоял Фернандо Гирон, удалось отбить нападение англичан. Этот эпизод и лег в основу композиции испанского художника Сурбарана. На картине хорошо различимы фигуры Фернандо Гирона и других военоначальников; на заднем плане видны галеры и гальоны, ведущие бой на подступах к порту.

 

 Гендрик Корнелис Вром (1566 – 1640)

Уничтожение испанских галер у берегов Фландрии 3 октября 1602 года

Вром увековечил на своем полотне сцену потопления голландским кораблем «Самсон» испанской галеры «Ла Лючера». Эпизод этот имел место в ходе войны между Голландией и Испанией. «Самсон» принадлежал к разряду гальонов. Гальон отличался от караки большей стройностью форм. Более пропорциональными и более удобными в обращении были и паруса гальона, он значительно превосходил караку в скорости. Картина дает почувствовать явное превосходство гальона над галерами.

 

Гендрик Корнелис Вром. Прибытие в Vlissingen  курфюрста Пфальца Фридриха V  (Фрагмент)

 

Симон де Влигер (1601 - 1653). Морской-берег

 

Симон де Влигер. Прибытие Фредерика Хендрика Оранского в Роттердам

 

Симон де Влигер. Обмен салютами между голландскими фрегатами. 

 

Симон де Влигер. Прибрежный вид с кораблями в спокойной воде.

 

Симон де Влигер. Голландская лодка в ветреную погоду

 

Виллем Ванн де Вельде младший (1633 – 1707). Военный корабль в Амстердаме

 

Виллем Ванн де Вельде младший. Морской пейзаж

 

Виллем Ванн де Вельде младший. Шторм на море

 

Лудольф Бакгуйзен (1631 - 1708). Фрегат «Бриэль» на реке Маас в Роттердаме

На картине изображен типичный голландский корабль XVII века. При всей развитости голландского судостроения, низкий уровень береговых вод был непреодолимым препятствием для строительства кораблей с глубокой осадкой. Здесь кроется одна из причин того, что в конце XVII века Голландию, как морскую державу, начинают оттеснять на задний план Англия и Франция.

 

Франческо Гварди (1712 – 1793)

«Вид на остров Сан Джорджио Маджоре» в Венеции

В отличие от Голландии и Англии, в Италии не было развитой школы морского пейзажа. Тема моря в итальянской живописи появилась лишь в XVIII веке. На картине морской пейзаж со столь характерными для Венеции вездесущими, легко скользящими по поверхности воды гондолами.

 

Франческо Гварди. Буцентавр отплывает на о. Аидо в день Вознесения

   Буцентавр (греч. чудовище: полубык, получеловек), или Буччентаро — так называлась великолепная барка, выстроенная специально для того, чтобы участвовать в церемонии «венчания с морем», когда венецианские дожи вступали в символические браки с морем, бросая в воду кольцо. Впервые церемония состоялась в 998 г. при доже Пьетро Орсеоло II, праздник проходил на Вознесение. Барка представляла собой гигантский понтон с воздвигнутой на нем фантастической надстройкой, роскошно декорированной позолоченной скульптурой, и приводилась в движение двадцатью одним веслом по каждому борту, каждым веслом работало три-четыре гребца. После падения Венецианской республики у последнего буцентавра была сломана верхняя часть, а корпус использовался как рабочий понтон.

Джованни Каналетто. Буцентавр у пристани в день Вознесения

 

Питер Монеми (1669 – 1748). Корабли в бурю

За морское владычество Англия в XVI веке боролась с Испанией, в XVII – с Голландией, а в XVIII веке – с Францией. Ей всегда удавалось выйти из борьбы победительницей  благодаря высокоразвитому искусству мореплавания. В XVIII веке английский флот стал образцом для других стран Европы. Тогда же в английском искусстве складывается школа морского пейзажа, первым представителем которой был Питер Монеми.

 

Николас Покок (1740 – 1821) К орабли адмирала Нельсона

На картине изображены корабли «Агамемнон», «Элефант» и «Авангард» - слева, «Капитан» - в центре и «Виктория – справа. 

Первым кораблем, командовать которым было поручено Нельсону – произошло это вскоре после начала Французской революции, - был «Агамемнон». В битве при Сен-Винсенте флагманом был «Капитан», при Абукире – «Авангард», во время штурма Копенгагена – «Элефант», а во время Трафальгарского сражения – «Виктория».

Покок, некогда сам морской капитан, сменивший профессию по совету Рейнольдса, запечатлел на своей картине корабли адмирала Нельсона очень точно.

 

Уильям Джон Хаггинс (1781 – 1845) Корабль британской  Ост-Индийской компании

Торговые корабли британской Ост-Индийской компании в оборонных целях были оснащены довольно большим количеством орудий. В случае необходимости корабли этого типа использовались в английском военном флоте в качестве линкоров. Хаггинс, занимавший с 1935 года должность придворного художника, хорошо знал корабли Ост-Индийской компании, ведь некогда он и сам плавал на них моряком. В первой половине XIX века их постепенно стали вытеснять строившиеся на верфях Блэкуолла торговые суда – т.н. блэкуоллские фрегаты.

 

 

Ричард Паркс Бонингтон (1801 – 1828). У берегов Англии

На этой акварели изображен английский куттер, плывущий по беспокойному морю.

 

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775 – 1851) Поcледний рейс «Смелого»

Один из широко известных шедевров Тернера. Изображенный на нем корабль – ветеран Трафальгарской битвы английский линкор «Темерер» («Смелый»). Он обречен на слом, и пароход тянет его на буксире в это последнее плавание. Известно, что в ходе битвы при Трафальгаре английские корабли под командованием адмирала Нельсона атаковали франко-испанский флот сбоку, выстроившись в две колонны. Во главе левой колонны шел флагманский корабль «Виктория»,  за ним – «Смелый. Первым в правой колонне был корабль «Роял Соврин», которым командовал Коллингвуд.

 

Константинос Воланакис (1837 – 1907). Битва у Лиссы

   Грек по происхождению, Воланакис художественное образование получил в мюнхенской Академии художеств, где его учителем был Пилотти, известный своими полотнами на исторические сюжеты. На картине увековечена самая крупная победа, когда-либо одержанная Австрией на воде: 20 июля 1866 года австрийский флот под командованием адмирала Тегетхофа разгромил у Лиссы итальянский флот, что, однако, не спасло Австрию от поражения.

 

Константинос Воланакис. Брандер Димитриоса Папаниколиса поджигает турецкий флагман

   Брандер — корабль, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских судов. Мог управляться экипажем, покидавшим судно в середине пути, либо сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеского флота. Брандеры широко использовались против деревянных судов, а также разнообразных защитных заграждений (бонов, деревянных плотин и т. д.) на реках и заливах. Брандеры как противокорабельное оружие потеряли своё значение в связи с распространением металлических судов. В эпоху парового флота термин «брандер» стал применяться к кораблям-смертникам, предназначенным для блокирования судоходных фарватеров на внутренних рейдах и в проливах. Так, во время русско-японской войны японский флот применял атаки брандеров для блокирования российских кораблей первой тихоокеанской эскадры в гавани Порт-Артура.

 

Константинос Воланакис.  Отправление парохода

 

Гуго Шнарс-Алквист (1855 - ?) Парусное судно

На картине Гуго Шнарс-Алквиста – педантичное изображение корабля, предстающего во всем блеске своего парусного одеяния. Эти большие, оснащенные четырьмя или пятью мачтами фрегаты строились в конце XIX века, и некоторые из них находились в строю еще в период между двумя мировыми войнами. Строились они из стали. Мачты, стоячий такелаж и даже нижние реи были металлическими. На этих больших судах для облегчения работы и для подъема якоря нередко прибегали к помощи паровых машин.

Картина дня

наверх