На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 067 подписчиков

Свежие комментарии

Алексе́й Алексе́евич Харла́мов (18 октября 1840, село Дьячевка, Петровский уезд, Саратовская губерния, Российская империя — 10 апреля 1925, Париж, Франция)— русский художник, мастер портрета.

Алексей Харламов родился в многодетной семье крепостного крестьянина. У родителей он был седьмым ребенком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице в Саратов, оставив при этом детей себе. Маленькому Алеше повезло — из-за младенческого возраста он не мог быть отлучен от матери и потому был продан вместе с родителями.

В 1850 году родители Алексея вместе с ним и еще двумя младшими детьми получили свободу. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В.Я Афанасьева. Он очень старается в учебе и в 1854-м году поступает в Императорскую Академию художеств, где становится учеником профессора А. Т. Маркова, представителя позднего классицизма. За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году — две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году — Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом».
Первые годы за границей

В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Алексей Алексеевич много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии. Некоторое время живет в Париже. В 1871—1872 годах по заказу музея Петербургской Академии художеств он делает во дворце Маурицхейс в Гааге копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 же году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник будет регулярно посылать свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.
Ученик Леона Бонна

В конце 1872 года художник возвращается в Париж, где поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна. Аристократические и буржуазные салоны Третьей республики были заполнены портретами и историческими картинами Бонна. Этот модный живописец успешно передавал внешнее сходство с натурой и при этом сохранял видимость «музейного» искусства. Отдавая дань его механическому мастерству, современник назвал Бонна «превосходным, однообразным и тривиальным художником». Вслед за Бонна Харламов удачно имитировал в своих произведениях внешний вид классической живописи — любимых им старых испанских мастеров, Рембрандта, итальянцев XVII века. Именно под влиянием Бонна окончательно оформился художественный стиль Харламова.
В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию. Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н. Н. Брешко-Брешковского потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И. Е. Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.
По возвращении в Париж Харламов снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль, и превратил ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы. В Веле же Алексей Алексеевич познакомился с юной Фанни Шютц (Фелией Литвин), ставшей впоследствии знаменитой певицей. Их дружба будет продолжаться вплоть до смерти художника.
Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственным человеком, скрашивающим его старость, была Фелия Литвин, любившая Алексея Алексеевича как своего отца. Умер Алексей Алексеевич Харламов весной 1925 года в Париже. Похоронен 13 апреля того же года на кладбище Пер-Лашез.

 

 

  • Головка девочки
  • Холст, масло.

 

  • Бабушка с внучком
  • 1869
  • Холст, масло.

 

  • Головка

 

 

  • Головка
  • Холст, масло.

 

  • Грезы
  • Холст, масло.

 

 

  • Девочка в красной шали
  • Холст, масло.

 

  • Итальянские дети
  • 1877
  • Холст, масло.

 

 

  • Лето

 

  • Маленькая швея
  • 1910
  • Холст, масло.

 

 

  • Мать и дочь
  • 1901
  • Холст, масло.

 

     Холст, масло.

 

  • Недовольная девочка
  • Холст, масло.

 

  • Портрет Е.А.Третьяковой
  • 1875
  • Холст, масло.

 

 

  • Портрет девочки
  • 1904
  • Холст, масло.

 

  • Портрет девочки-цыганки
  • Холст, масло.

 

  • Портрет девушки
  • Бумага, карандаш.

 

  • Портрет детей Павла Павловича Демидова, князя Сан-Донато
  • 1883
  • Холст, масло.

 

  • Портрет молодой девушки
  • Холст, масло.

 

  • Портрет молодой женщины
  • Бумага, уголь.

 

 

  • Портрет писателя И.С.Тургенева
  • 1875
  • Холст, масло.

 

  • Портрет южанки с

 

  • Рыжеволосая красавица
  • 1894
  • Холст, масло.

 

  • Сладкие думы
  • Холст, масло.

 

  • Составление букета
  • Холст, масло.

 

  • Юные цветочницы
  • 1885
  • Холст, масло.

 

  • Головка маленькой девочки
  • Холст, масло

 

 

  • Натюрморт
  • Холст, масло

 

  • Портрет молодой девушки
  • Бумага, акварель

 

 

 

 

A Peasant Girl on a Footbridge

 

A Young Beauty

 

 

 

 

 

 

 The Young Model 

 

 

Young Girl

 

 

A Young Girl Knitting/ Watercolor on paper/

 

 

Portrait of a Young Girl in a Red Kerchief

 

 

The Pink Bonnet

 

 

Contemplation

 

 

Modesty

 

 

  

 

 

А.А. Харламов за работой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картина дня

наверх