Он был учеником Шишкина и одним из художников-передвижников. Его работы хранятся в Третьяковской галерее и во многих региональных музеях. Вас наверняка восхитят его пейзажи - но вы вряд ли вспомните его имя.
Коллекционерами искусства художник Андрей Шильдер не забыт, хоть и стоит сравнительно недорого: приведенный выше "Зимний пейзаж" в 2018 году на аукционе "Сотби" был продан за 37,5 тысяч фунтов стерлингов (это около 50 тысяч долларов).
Андрей Николаевич Шильдер (1861 - 1919) - сын художника. Его отец Николай Густавович Шильдер занимает особое место в истории русской живописи: с картина Шильдера-отца "Искушение" (1857) началась коллекция Павла Третьякова.
Андрей Шильдер рос в окружении художников, с которыми дружил его отец. Знаменитый Шишкин, увидев подростковые пейзажи Андрея, сам пригласил его в свой класс.
Как и его наставник, Андрей Шильдер часто выезжал на природу, делал натурные зарисовки, а потом в мастерской компоновал их в более эффектные пейзажи, меняя порой реальность до неузнаваемости.
Шильдер был востребованным пейзажистом: он писал картины быстро и много, в покупателях не было недостатка. Этим объясняется то, что не все его картины совершенны: где-то художник торопился, а где-то просто не хватало таланта - он сам понимал и сокрушался о том, что, например, не слишком виртуозно работает с цветом. "Я придворный поставщик её величества буржуазии. Я получаю от нее деньги и должен работать и угождать ей", - с горечью говорил о себе Шильдер.
При всей своей популярности, богатым Андрей Шильдер никогда не был: не умел распоряжаться финансами и, имея хорошие заработки, вечно был в долгах. Зато если самого Шильдера кто-то просил о помощи - он никогда не отказывал, мог отдать последнее.
Современники отзывались о нём, как о человеке без недостатков: скромен, не пьёт, ни курит, в карты не играет. Кроме живописи, было у Шильдера ещё одно сильное увлечение - да и то правильное, безопасное: шахматы.
Куда же уплывали деньги?!
Из воспоминаний художника Якова Минченкова:
Случился у Шильдера огромный заказ. Написал панораму нефтяных промыслов для Нобеля. Заработал большие деньги, поехал за границу, и тут у него как будто все карманы прорвались, деньги так и поплыли из них. Спохватился, когда почти ничего не осталось.
По возвращении он зовет Волкова (художника - ред.) похвастать перед ним своими заграничными приобретениями, ведет во двор дома и показывает:
- Вот, из самой Италии сюда привез.
Волков присел от удивления, глазам не верит: по двору ходит осел.
- Ну и удружил, - говорит Волков. - То есть, как тебе сказать? Поехало вас за границу трое - ты, жена да дочь, а вернулось вот таких (показывает на осла) четверо. И на кой пес эту животину ты сюда припер?
Шильдер оправдывается:
- Дочь кататься на осле захотела.
А Волков:
- Да ты бы, Андрюша, хотя бы того... прежде с доктором насчет головы своей посоветовался.
Зима, к которой мы ещё вернёмся, у Андрея Шильдера выходила эффектнее всего, но и другим временам года внимание он тоже уделял - вот несколько примеров (листайте галерею картин вправо, чтобы увидеть все):
Андрей Шильдер страдал, как это тогда называли, "нервным заболеванием". Некоторые считали, что до психического расстройства его довели постоянные размышления о том, что он недостаточно талантлив. Но есть и другая версия: что корень проблемы - в одном событии из юности художника.
Из воспоминаний Якова Минченкова:
Бесконечные сомнения в своих силах, в правоте своих убеждений в искусстве убийственно влияли на психику художника и довели его до болезненности, до нервного заболевания, хотя для последнего была и другая причина, о которой мне сказал Волков: в юности Шильдер на охоте по неосторожности застрелил своего родного брата. После этого ужасного случая он долго болел, не мог слышать выстрелов и видеть крови. Волков просил меня как-либо не напомнить об этом Шильдеру и даже не говорить товарищам, чтобы они не проговорились и не довели Андрея до припадка или заболевания более серьезного.
Андрей Шильдер умер вскоре после революции. Ему было 58 лет.
Свежие комментарии