На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 065 подписчиков

Свежие комментарии

Почему церковь была против маньеризма - стиля, в котором творили Эль Греко, Арчимбольдо и др

 



Маньеризм - это стиль, возникший в 1530 году и просуществовавший до конца века. Он назван в честь maniera, итальянского термина, означающего «стиль» или «манера». Также известный как поздний ренессанс, маньеризм рассматривается как мост между Высоким Возрождением и периодом барокко. Маньеризм воспринял богато украшенную эстетику и адаптировал его как экстравагантность. Самые известные мастера маньеризма - Эль Греко, Пармиджанино, Джузеппе Арчимбольдо и другие. Почему же церковь созвала Тридентский собор в 1562 году, и как это событие связано с развитием нового маньеризма?


Термин «маньеризм»

Как было упомянуто выше, термин «маньеризм» произошел от итальянского maniera, означающего «стиль». Художник и критик XVI века Вазари, который и сам был маньеристом, считал, что мастерство в живописи требует изысканности, изобретательности и виртуозной техники - критериев, подчеркивающих интеллект художника. Эти же критерии можно причислить к особенностям нового движения.

Работы маньеристов: «Спаситель» Джованни Баттиста Налдини / «Торжество истины и справедливости» Ганс фон Аахен


Искусственность маньеризма - причудливый, иногда кислотный цвет, нелогичное сжатие пространства, вытянутые пропорции и преувеличенная анатомия фигур в замысловатых змеиных позах - часто вызывает чувство тревоги. Работы кажутся странными и тревожными, несмотря на их поверхностный натурализм. Интересно, что маньеризм совпал с периодом потрясений. Это было время Реформации, чумы и разграбления Рима. После своего зарождения в центральной Италии около 1520 года маньеризм распространился на другие регионы Италии и северную Европу.


Работы маньеристов: Понтормо «Положение во гроб» (1525-1528). Флоренция, церковь Санта Феличита / Пармиджанино «Антея» (1534-1535) Неаполь, музей Каподимонте.


Характеристика стиля

В эпоху Возрождения итальянские художники черпали вдохновение в идеальных формах и гармоничных композициях античности. А вот художники-маньеристы довели принципы, установленные в эпоху Возрождения, до новых крайностей, достигнув высшей точки в эстетике.

Хотя художники-маньеристы интересовались перфекционизмом, изображаемым мастерами Высокого Возрождения, они не стремились его воспроизвести. Они преувеличивали принципы эпохи Возрождения, в результате чего создавались работы, которые стремились к идеализму. Вместо того, чтобы принять гармоничные идеалы Рафаэля и Микеланджело, маньеристы пошли еще дальше. Они создали искусственные композиции, которые отражали новые методы и навыки в создании утонченной элегантности.
Работы Пармиджанино (Франческо Маццола): «Обращение Савла» (1528) Художественно-исторический музей. Вена / «Мадонна с длинной шеей» (1534—1540), Уффици. Флоренция

Работы Пармиджанино (Франческо Маццола): «Обращение Савла» (1528) Художественно-исторический музей. Вена / «Мадонна с длинной шеей» (1534—1540), Уффици. Флоренция


1. Основной метод, с помощью которого маньеристы развили свое движение, - это преувеличение фигур и элементов. Например, ранние работы итальянского художника Пармиджанино отражали фигуры с невероятно удлиненными конечностями и странно расположенными телами. Эти вытянутые и скрученные формы, по мнению Пармиджанино, должны были создать эффект движения и усилить драматизм.
Работы Джузеппе Арчимбольдо: примеры аллегорий из циклов 1560-х годов «Времена года» и «Четыре элемента». Вверху слева — «Воздух», внизу слева — «Лето», вверху справа — «Весна», внизу справа «Огонь» / «Флора» (1591)

Работы Джузеппе Арчимбольдо: примеры аллегорий из циклов 1560-х годов «Времена года» и «Четыре элемента». Вверху слева — «Воздух», внизу слева — «Лето», вверху справа — «Весна», внизу справа «Огонь» / «Флора» (1591)


2. Щедрые украшения - еще один способ, которым маньеристы довели до предела чувственность эпохи Возрождения. В то время как мастера Высокого Возрождения обычно не включали декоративность в свои работы, художники раннего Возрождения, такие как Сандро Боттичелли, эти нюансы активно использовали. А вот художники-маньеристы пересмотрели этот интерес к сложному орнаменту. Они стремились покрыть и холсты, и скульптуры щедрым обилием декоративных элементов. Одним из художников, усовершенствовавших эту концепцию до прогрессивного уровня, является Джузеппе Арчимбольдо. Живописец создавал своеобразные портреты людей, образы которых были нафантазированы из композиций различных растений, животных и даже пищи.
Работы Якопо Понтормо: «Встреча Марии и Елизаветы», Карминьяно (1529) / «Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем», (Ок. 1520). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Работы Якопо Понтормо: «Встреча Марии и Елизаветы», Карминьяно (1529) / «Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем», (Ок. 1520). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.


3. Наконец, маньеристы отказались от натуралистических цветов, используемых художниками Высокого Возрождения. Вместо этого они использовали искусственные и яркие тона. Неестественные оттенки особенно заметны в работах Якопо да Понтормо, итальянского художника, чьи насыщенные цвета создали новую палитру Возрождения.
Работы Эль Греко: «Вознесение Девы Марии» (1577—1579), одна из девяти работ, написанных Эль Греко для монастыря святого Доминика в Толедо / «Святой Мартин и нищий» (1597–1599)

Работы Эль Греко: «Вознесение Девы Марии» (1577—1579), одна из девяти работ, написанных Эль Греко для монастыря святого Доминика в Толедо / «Святой Мартин и нищий» (1597–1599)


Этот подход к цвету также ассоциируется с испанским художником Эль Греко. Как и другие маньеристы, Эль Греко обращался к более ранним художникам, не пытаясь воспроизвести или скопировать их работы. Именно так и создавались где-то призрачные, где-то мистические образы в живописи и скульптуре. Однако, общество не было готово к столь выразительным фигурам. Точнее сказать, к ним не была готова церковь. Искусство маньеризма подверглось серьезному подозрению в посягательстве на достоинство, сдержанность и приличие.
Работы маньеристов: Бронзино «Портрет Уголино Мартелли». 1537-1538 гг. Берлин / Франческо Сальвиати «Неверие Св. Фомы» Ок. 1543—1547. Париж, Лувр

Работы маньеристов: Бронзино «Портрет Уголино Мартелли». 1537-1538 гг. Берлин / Франческо Сальвиати «Неверие Св. Фомы» Ок. 1543—1547. Париж, Лувр


В Римско-католической церкви даже проявилась тенденция к развитию пуританства. Совет отцов церкви, первоначально созванный для наведения порядка перед лицом протестантских нападений, открылся в Тренте в 1562 году. В Тридентском соборе, провозгласившем «Контрреформацию» в католических странах, было решено, что отныне мистическим и сверхъестественным сторонам религиозного опыта будет уделено особое внимание. То есть, отныне предполагалось искоренить все необъяснимое и сверхъестественное.

Иллюстрация. Сессия Трентского совета, Матиас Бурглехнер (Австрийский государственный архив, Вена, Государственный архив)

Иллюстрация. Сессия Трентского совета, Матиас Бурглехнер (Австрийский государственный архив, Вена, Государственный архив)


Да, маньеризм является частью эпохи Возрождения, наиболее влиятельного художественного движения в истории искусства. Однако, маньеризм не пользовался такой большой популярностью, как ранние работы Золотого века. Тем не менее, его отличительная эстетика продолжает очаровывать поклонников маньеризма, делая стиль одним из самых увлекательных скрытых сокровищ в истории искусства.


Источник: 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх