Художники — вечные одиночки. В путешествие по своему внутреннему миру не возьмёшь попутчиков, мыслеформой вдохновения не поделишься словами. Поэт и композитор могут успешно работать в тандеме; актёры могут с годами сработаться до интуитивного взаимопонимания с партнёрами по сцене. А вот абсолютному большинству мастеров кисти от века суждено творить «в соло».
Автопортрет тандема братьев Ткачевых
Нет, конечно нередки примеры, когда над картиной работало более одного живописца. Медведи «Утра в сосновом бору» — ярчайший тому пример. Собственно, забавных мишек создал Савицкий, когда Шишкин уже воплотил сказочное очарование тенистой чащобы. Но такое «разделения труда» , когда работа одного живописца «встраивается» в замысел другого, по сути сугубо индивидуальное творчество двух мастеров, пересекающееся лишь в конечной точке создания полотна.
1 из 2
«Подруги», 1955
Братья Ткачёвы — абсолютно уникальное исключение из этого неписанного правила. Представьте, дорогой читатель: тандем этих подлинных классиков советской и российской живописи, вот уже 60 лет создающий замечательные жанровые полотна, способен одновременно работать над одним и тем же произведением! В самом прямом смысле этих слов.
1 из 2
«Лето», 1991
Такое вот удивительное явление. Одно понимание и одно вдохновение на двоих; при этом для творчества Ткачевых характерны заметно рознящиеся настроения и акценты живописной техники. Сергей Петрович Ткачев (1922 г.р.) — адепт яркого солнечного света и интенсивных тонов. «Наэлектризованность» композиций, присутствие внутренней динамики и нарративной свежести сюжетов — его несомненная заслуга. Как и подобает истинному мастеру импрессии, он не боится следовать за внутренней красотой своих героев, при этом (зачастую) пренебрегая их внешней эстетичностью. Раскрыть характер персонажа, поведать глубинную суть события, добиться наглядности контекста — вот его цель. И этой (как сказал бы Станиславский) «сверхзадаче» он следует столь же искусно, сколь и неотступно.
1 из 2
«Вечер в деревне»
Алексей Петрович (1925 г.р.) ощутимо «лиричнее». Его стиль мы бы рискнули назвать чуть более утончённым. Излюбленные «благородные» тона маэстро — не столь насыщены, зато фирменные цветные тени на полотнах Ткачёвых, складывающиеся в сложное «эхо» вибрирующих оттенков, дарящих картинам как визуальную, так и эмоциональную глубину — явная заслуга младшего из прославленных братьев.
1 из 2
«У колодца»
Там, где Сергей констатирует торжество жизни и зовёт зрителя насладиться её красотой, Алексей оставляет место для эмоциональной неоднозначности. Для интеллектуальной «экскурсии» в манящие глубины полотна. С другой стороны: там, где жанровая концептуальность Алексея ставит перед зрителем неразрешимые вопросы, Сергей приходит на выручку, создавая «опорные точки» доминант и позволяя сюжету «выбраться на твёрдую почву», минуя ложные интерпретации.
1 из 2
«Свадьба», 1972
Это настоящий «двойной реализм», похожий на антитезу. То есть один общий смысл, выраженный сразу двумя различными мнениями. Повторимся: из творчество — совершенно уникальное явление в мире живописи. К тому же биография героев нашей сегодняшней статьи и вовсе заслуживает отдельной обширной публикации.
«Хлеб республики»,1970
Огромное счастье, что оба маэстро до сих пор с нами, и нам остаётся лишь пожелать им крепкого здоровья и огромного вдохновения!
«Прачки (Летом)», 1955-1957
Свежие комментарии