Цитата сообщения Майя_Пешкова
Прочитать
целикомВ свой
цитатник или сообщество!
Его Величество-Московский
Кремль.Часть 3.Благовещенский собор
Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения,
Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площади
Один из
древнейших в Москве, он был основан как домовый храм великокняжеской, а потом и
царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце.
А протопресвитер
Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ
В описаниях собора XIX века опубликовано не подтвержденное источниками
предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем
Александровичем, сыном Александра Невского. Поскольку в Москве в это время
существовал княжеский двор, на нем обязательно должен был быть храм. Но на
страницах русских летописей упоминание о Благовещенском соборе появляется лишь
под 1397 г. в связи с привозом в Москву из Византии иконы «Спас в ризице белой».
Поэтому исследователи и относили строительство каменного здания собора к концу
XIV века, датируя его 1397 (Извеков, Забелин) или 1393 годом (Красовский,
Скворцов).
Андрей Александрович.Гравюра 1850 г
. Вторая дата опиралась на
сведения о создании в 1395 году княгиней Евдокией домовой церкви Рождества
Богоматери. Считалось, что княжеский храм должен был появиться несколько
раньше.
Евдокия Дмитриевна. дочь великого князя Суздальского Дмитрия
Константиновича.
Под 1405 г. летописи сообщают: «...начаша подписывати
церковь каменную святое Благовещение на князя великого двора, а мастеры бяху
Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да
того же лета и кончиша ю».
А под 1416 г. появляется новая запись, о создании
«церкви каменой на великого князя дворе, Благовещенье, месяца июля в 18
день».
Василий I Дмитриевич. С Царского Титулярника
Первый, деревянный
Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I,
сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней
дворца, поэтому в старину он еще назывался "Благовещения, что на Сенях".
Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных
детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный
кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из
Городца.
Современный Кремль стоит на том месте, где появился в конце XI века городок
Москов, — на мысе при впадении Неглинной в Москву-реку. Строили его из кирпича
более тридцати лет, а руководили работами итальянские мастера. Начали его
сооружать в 1485 году, а завершили сложный комплекс работ в 1516 году. Начавший
это строительство Иван III не дожил до его окончания, и в новый дворец
переселился его сын Василий III.
Следующие сведения о памятнике связаны с перестройкой всего кремлевского
ансамбля на рубеже XV-XVI вв. В «..1482 г. почаша рушити церковь на площади
Благовещение, верх сняша и лубьем покрыша», а в 1483 г. «...разруши князь
великый Благовещение на своем дворе, подписанную только, по казну и по подклет,
и заложи казну около того подклета и палату кирпичную с казнами». 6 мая 1484 г.
состоялась закладка нового здания каменного собора.
Спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в
камне.
И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские
архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство
Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским
мастерам Кривцову и Мышкину.
Тайная вечеря. Прохор (старец с Городца)
И это произошло спустя
десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в
1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин.
В
конце XV века Иван III начал строительство новой, великолепной великокняжеской
резиденции. В это время строятся новые кремлевские стены, новый Успенский собор.
Первая попытка мастеров Кривцова и Мышкина построить Успенский собор оказалась
неудачной — стены обрушились.
Под 1474 г. летописец отметил: «Посла же князь
великий Иван Васильевич во Псков и повеле прислати мастеров церковных и
приведоша их; они же дела их (строителей Успенского собора) похвалиша, что
гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху, ино
неклеевита. Тогда же князь великий отпусти; иже последе делаша святую Троицу в
Сергиеве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на поле, и
Ризположенье на митрополичьем дворе, и Благовещенье на великого князя дворе». На
основании этой записи считается, что Благовещенский собор строили псковские
мастера..
Иван III на Памятнике "1000-летие России" в Великом Новгороде
Из
перечисленных в летописи зданий сохранились церковь Ризположения в Кремле и
Духовская (в летописи Троицкая) в Троицко-Сергиевой Лавре. Во всех этих зданиях
можно найти характерные признаки псковского зодчества: квадратные в плане
столбы, повышенные подпружные арки, но встречаются и раннемосковские элементы:
узорчатые пояса, украшающие стены, килевидная форма порталов. Кроме того, собор
построен из кирпича, в то время как основным строительным материалом в Пскове
был белый камень. Поэтому несмотря на то, что большинство исследователей
Благовещенский собор относят к псковским постройкам, некоторые из них считают
его созданием московских мастеров
Задача перед ними стояла сложнейшая - они
должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые
сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской
архитектуры.
.
Распятие со страстями в клеймах. Москва, сер. 16 века. Из пристолпного киота
Благовещенского собора
В 1484 году состоялась закладка нового собора. А
на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского
дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.
Свт. Геронтий, митр. Московский. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в.
(ГМИР)
В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный
Благовещенский собор. Он был о 9 главах и построен "по образцу греческих храмов
Х века", как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого
кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в
русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой
Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и
девяти чинов Праведников Небесных.
Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих
традициях, - к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно
столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.
Василий III на французской гравюре Андре Тевета
Сын и преемник Ивана
III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел
благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами
и расписать его.
София Премудрость Божия. Икона двусторонняя запрестольная. На обороте -
Распятие Москва (?). Первая четверть XV века
Есть предположение, что в
каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что
новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то
время "лучший художник российский" мастер Федор Едикеев.
И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения
древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля,
Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках,
содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского
учения.
У Сократа читаем: "Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша
бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым - наказание". У Платона:
"Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника
людям".
ЕВАНГЕЛИЕ.1560-е годы. Оклад - 1568 год
Уникальной росписи
кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в
исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит,
что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма
произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних
философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников
веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно
христианской мысли.
И еще считается, что Федор Едикеев мог и не быть новатором, а использовать
образы первой росписи старого деревянного храма, "во вкусе греческого письма".
Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта
традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них.
Потир. Чаша - начало XVI века. Стоян и поддон - XIV век. Чаша - Новгород.
Стоян и поддон - Франция. Серебро, жемчуг, цветные камни; чеканка, резьба,
эмаль, золочение
Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым
принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания. Или же
эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно
почтили их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч
христианства.
Однако великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый
Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный
собор по-прежнему именовался "на Царском дворе у сеней", только из-за обилия
золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим
собором.
Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное
крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с
рыбками.
Южная паперть Благовещенского собора
А южные двери Благовещенского
собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где
они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна
диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней -
мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу
персидским шахом.
Ведь, по свидетельству дореволюционного московского
историка "не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего
усердия каким-либо приношением в храм". После Василия III, который тоже
продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван
Грозный.
Царь Иван Грозный .Васнецов
Он возобновил уникальную роспись храма,
пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ
Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел
сделать в соборе с левой стороны крытую галерею.
Устюжское Благовещение
Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев
В. Н.Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.
Происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была
привезена Иваном Грозным вместе с другими иконами в Успенский собор Московского
Кремля.
Там с 1572 года царь стоял отдельно во время богослужения после
того, как вопреки церковному правилу вступил в четвертый брак. Здесь же, в южном
приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского
собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. "Вот знамение моей смерти", -
молвил он, и через несколько дней его не стало.
Икона "Богоматерь Умиление Владимирская" Из Благовещенского собора
Московского Кремля. Конец XIV - начало XV века. ГММК
А вот его сын, царь
Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы
приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной
главе легендарный крест из чистого золота - тот самый, который потом так долго и
безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон.
Как известно, в итоге французский
император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на
колокольне Ивана Великого
Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI
века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи
напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской
империей, покорившей Константинополь.
Поздравление в Грановитой палате. Гравюра, акварель. В 1810 году. По
оригиналу последней трети XVII в.
И тогда царь повелел еще приделать на
этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной
державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора
на всех московских церквях появились такие полумесяцы.
Интерьер Благовещенского собора. Западный резной портал XVI в.
Однако
это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа
полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата - это христианское
изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти,
или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же
знак победы над мусульманством - над монголо-татарским игом, или над Османской
империей.
Но именно это последнее предположение более всех остальных считается
ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских
православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем
более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что
цата - это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.
Крыльцо Ивана Грозного
Один редчайший по иконографическому типу образ
Благовещения был написан на стене храма. "Тут Пресвятая Дева изображена у
кладезя черпающей воду.
При виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры
с изъявлением удивления", - рассказывал о нем старинный краевед. По восточному
преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела
Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника
даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских
приходских церквях.
И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого
Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от
этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на
себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И
к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.
Донская икона Божией Матери
Здесь же, в Благовещенском соборе,
хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию
Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед
сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы,
еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.
Святейший Патриарх Филарет благословляет сына царя Михаила на брак.
Чин бракосочетания (в списке) государя царя Михаила Феодоровича с девицею
Евдокиею Лукиановною, дочерию боярина Лукиана Степановича Стрешнева. 1626 г.,
февраля. 5.
Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и
для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового
Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва
стала узнавать точное время еще в 1404 году
.
Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным
Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической
фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в "часник", -
колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время.
Складень с иконой "Богоматерь Тихвинская". Москва, 1670-е. Царские
мастерские.
Стоили эти часы очень дорого - около 30 фунтов серебра. И
только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило
установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих
курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля.
А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.
Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском
обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный
увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте
1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне
Благовещенский собор действует как музей.
Однако в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь.
Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то
историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком
саду, на внутренней территории Кремля.
Единородный сын
Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская
башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой
около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась
прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По
легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана
Грозного.
В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился
застенок, куда заточили какого- то несправедливо обвиненного воеводу. Он был
приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного
часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже
потеряна.
И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об
освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение
повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая
свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой -
Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника.
Благовещенская башня
Однако когда стражи явились за ним в башенную
тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому
дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь
немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную
часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.
А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной
иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г.Шеделя ее возвели так,
что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм.
Церковь Благовещения на Житном дворе. Найденов Н. А. Москва. Соборы,
монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 10
На верху
самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест - так кремлевская
башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь
по-старомосковски именовалась "Благовещенская, что на Житном дворе".
Вид на Государев дворец и церковь Благовещенья в Житном дворе. Фёдор
Алексеев
Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар,
в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь,
но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней
в Кремль молящиеся о помощи.
А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с
частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви
на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого
придел.
А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались
длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные
реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми
временем.
К.-Ф. Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле.
1860
В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в
ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из
белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в
воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на
станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых,
празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти
сведения недостоверными.
Крестный ход от Blagovecshensky соборе Кремля Крестный ход у Благовещенского
собора в Кремле
И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до
революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой
Богородицы "Нечаянная Радость", ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на
Остоженке.
"Нечаянная Радость"
1848 ,акварель Благовещенского собора в Московском Кремле, до реконструкции
1860-х годов.
После революции она прошла долгий и трагический путь из
Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы
Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа
Спасителя.
Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь
св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках,
куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из
разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен
на список.
Есть легенда о том, что от иконы "Нечаянная радость" чудесно получил помощь
на фронте Патриарх Пимен.
В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне
уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне
осталось только ее старое, исконное имя - Благовещенская.
Собор в 1965 году
Современный Благовещенский собор Московского Кремля
включает в себя части, построенные в разное время. Типологическая основа —
четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. Основной объем,
построенный в конце XV века, повторял план, а возможно, и габариты ранее
существовавшего храма начала XV-го столетия.
Западная галерея
Отличие нового храма от предыдущего заключалось в
том, что он был окружен со всех сторон галереями-папертями. Считалось, что все
галереи, кроме восточной, сооружены одновременно с собором, но до середины XVI
века были открытыми. Однако исследования 60-х годов XX века показали, что своды
северной и западной галерей выложены из того же кирпича, что и сам собор, что
позволяет предположить, что они одновременны или близки по времени основному
объему храма. С восточной стороны к храму примыкала Казенная палата, возведенная
одновременно с собором и разобранная в XVIII веке.
Вопрос о времени строительства крытых галерей вокруг Благовещенского собора,
а также об их авторах до сих пор остается открытым. Вероятно, ныне существующие
галереи построены в начале XVI в. итальянцами, возводившими к западу от собора
дворец великого князя и исполнившими порталы при входе в собор с запада и
севера. Первоначально большие арочные проемы галерей были открытыми, а галереи
окружали собор с четырех сторон. Восточная часть их была разобрана в XIX в.
Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными
углами храма. Во второй половине XVI века на сводах галерей были устроены четыре
придела со своими главами и также добавлены еще две главы на основном
объеме.
В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав
приделов до центральной главы, которое подчеркивают килевидные закомары и
кокошники у центрального барабана. В 1508 году была вызолочена центральная
глава, а во второй половине XVI века все главы и крышу покрыли золоченой медью,
из-за чего собор стали называть «златоверхим». Девятиглавие собора символизирует
образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов
Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.
(Закомара (от др. русского
комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение
наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий
к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Ложная (не
повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником. Кокошники
имеют только декоративное значение. Они располагаются на стенах, сводах, а также
(уменьшающимися ярусами) у оснований шатров и барабанов главцерковных
зданий).
Внутренний вид Благовещенского собора в Московском Кремле до реставрации
Рихтера. 1866. С. М. Шухвостов (1821–1908
Иконостас Благовещенского собора Московского
Кремля.
Благовещенский собор невелик, так как был предназначен прежде всего для семьи
великого князя. К восточным столпам изначально примыкал иконостас, лишь
незначительно ниже существующего.
Многоярусный иконостас Благовещенского собора – одно из самых значительных,
красивейших и загадочных произведений средневекового русского искусства, об
авторстве самых древних икон которого - Деисуса конца XIV века и Праздников
начала XV века - до сих пор идут споры. Долгое время их тесно связывали с
Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Завершают иконостас
пророческий и праотеческий ряды, написанные в середине XVI века и представляющие
не меньший интерес по иконографии и составу. Особенностью местного ряда
иконостаса является постоянное место в нем для патрональной иконы правящего
царя, которую после его смерти уносили в Архангельский собор и ставили у могилы
в надгробном иконостасе. В местном же ряду стоит икона "Спас на престоле".
Рама, в которую вставлены все иконы, создана по императорскому заказу в
1896 году мастерами московской фабрики фирмы Хлебникова по рисунку архитектора
Султанова.
Икона из уровня Деисуса " Андрей Рублев. Спас в силах. 1408
Архангел Михаил.Ф.Грек
13икон Деисуса представляют святых в полный
рост, обращенных с молитвой о спасении грешного человечества к восседающему на
престоле среди сил небесных Спасителю. Его икона "Спас в Силах" находится в
центре ряда и является самым значительным образом этой многоярусной конструкции
иконостаса.
Св.Петр.Ф.Грек
В состав Деисуса главного иконостаса Благовещенского
собора входят Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы
Петр и Павел, отцы церкви Иоанн Златоуст и Василий Великий. Вдоль южной и
северной стен собора "в заворот" стояли образы великомучеников Георгия и
Дмитрия, а также столпников Даниила и Симеона. Центральное ядро из девяти икон
конца XIV в. исследователи связывают с греческим иконописцем, вероятно, Феофаном
Греком, который работал в это время при дворе московского князя.
Андрей Рублев. Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. ГТГ
Архангел Гавриил.Ф.Грек
Иконы сохранившихся 16 Праздников представляют события евангельской жизни
Христа от "Благовещения" о рождении Спасителя до "Сошествия во Ад" и "Успения".
Вопрос датировки икон и их авторства вызывает споры. Среди версий – связь одной
из двух двух групп икон ряда с иконописцем Андреем Рублевым ("Благовещение",
"Рождество", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход
в Иерусалим").
БлаговещениеПраздничный ряд.Андрей Рублев (?)XV в.
Рождество Праздничный ряд.Андрей Рублев (?)XV в.
Андрей Рублев. Вознесение Господне. Из прадничного ряда иконостаса.
1408
15икон Пророков и 15 икон Праотцов над ними представляют полнофигурные
образы провозвестников явления Христа с сидящей на престоле Богоматерью с
Христом на коленях и поясных образов праотцов в архитектурном обрамлении с
Саваофом в центре ряда. Оба ряда относятся ко времени восстановления собора
после пожара 1547 года.
Праотец Исаак
Патрональная икона, вероятно, с XVI в. занимает в нижнем
ряду иконостаса Благовещенского собора постоянное место: третья справа от
царских врат. В фондах музея сохранилось несколько икон с образами святых
патронов московских царей, начиная с Ивана Грозного. Образы святых покровителей
царских писали на узкой доске вскоре после церемонии венчания на царство и
помещали в иконостас домового храма напротив царского моленного места, а после
смерти царя икону переносили в Архангельский собор "ко гробу". В связи с
переносом столицы в Петербург в начале XVIII в. икона "Апостол Петр, Иоанн
Предтеча и Алексей Человек Божий" (покровители Петра I и его брата Ивана V, с
которым они царствовали вместе, а также отца их Алексея Михайловича), написанная
в начале 80-х годов XVII в., не была востребована, т.к. принявший титул
императора Петр I был похоронен уже в Петербурге в соборе Петропавловской
крепости.
Апостостол Петр, Иоанн Предтеча и Алексей Человек Божий
Икона "Спас на престоле" стоит в местном ряду главного иконостаса первой
справа от царских врат. Судя по фрагментам поздней записи, икона написана "рукою
многогрешного художника Михаилом при державе великого князя Ивана Даниловича…".
Однако, живопись на иконе сохранилась от XVI века.
В2006-2010 годах в Благовещенском соборе были проведены комплексные
реставрационные работы. Они сопровождались натурными исследованиями и позволили
ответить на многие вопросы архитектурной истории памятника. Одной из главных
задач было выявление многочисленных строительных периодов в истории южной
паперти и южного крыльца собора.
В результате проведенной реставрации и исследований, на южной паперти была
создана экспозиция, основной идеей которой стала демонстрация в ее восточной
части воссозданных фрагментов интерьера грозненского времени. В экспозицию вошли
возвращенные на свои исторические места белокаменные резные портал и окно
середины XVI века, фрагменты керамического пола грозненского времени и
первоначальной кладки стен с белокаменными резными деталями, а также
установленные на постаменты белокаменные блоки с резьбой середины XVI века из
фонда Архитектурного декора.
Они составляют единый ансамбль с резными архитектурными элементами собора и
обогащают наше представление об архитектурном убранстве южной паперти и крыльца
грозненского времени. Для того, чтобы посетителям было легче представить, как
они выглядели в середине XVI века, были раскрыты «грозненские» резные импосты и
выявлены сохранившиеся в толще кладки фрагменты крестовых сводов.
Обновленная
экспозиция уникального комплекса икон царского храма представляет памятники,
связанные с древним комплексом главного соборного иконостаса, а также убранство
трех верхних приделов собора и частично четверика в XVI веке.
Раскреповка южного фасада паперти Благовещенского собора. Фрагмент.
Благовещенский собор, Москва
Самостоятельный раздел выставки посвящен
комплексу христианских реликвий, на протяжении веков собиравшихся при царском
храме. В южную часть паперти, на свое историческое место, возвращена бронзовая
посеребренная рака, выполненная в 1894 году для хранения древних
ковчегов-мощевиков, а также два напольных пятнадцатисвечовых подсвечника.
Бронзовая посеребренная рака для хранения древних реликвариев с мощами
вселенских святых, литая золоченая решетка перед ней и два напольных золоченых
подсвечника изготовлены в 1894 г. по инициативе Комиссии по реставрации
Благовещенского собора
Этот монументальный комплекс, в который входит и отлитая одновременно с ракой
ажурная решетка, относится к значительным памятникам, выполненным в национальном
"историческом" духе, столь характерном для древней столицы России XIX века.
Собор Богоматери. Москва, 2-я пол. 16 века. Храмовая икона иконостаса придела
Собора Богоматери. В настоящий момент - Южная паперть Благовещенского
собора
Центральное пространство храма отличает подчеркнутый вертикализм
пропорций — коробовые своды рукавов креста, ступенчатые подпружные арки, высокий
барабан центральной главы. Это движение по вертикали усиливалось освещением —
нижняя часть была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.
Запрестольный Крест выносной. Москва, 16 век. Из Благовещенского собора.
Южная паперть Благовещенского собора
В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на массивные
низкие своды. Устройство хоров уже архаично для конца XV века. Скорее всего, оно
связано с предназначением храма, как семейного храма великого князя. Возможно
также, что их устройство объясняется стремлением сохранить план предшествующего
здания.
Южная паперть в Благовещенском соборе Кремля
Существовали
предположения (в XIX веке), что хоры были предназначены во время богослужений
для женщин царской семьи. Но выяснено, что первоначально хоры отделяла от
основного объема стена высотой около двух метров и толщиной в два кирпича, таким
образом они превращались в закрытое пространство, непригодное для слушания
литургии
Южная паперть в Благовещенском соборе Кремля
. Более вероятно, что на
хорах размещались приделы. На хоры ведут два хода: снизу — винтовая лестница в
толще кладки юго-западного угла собора. Другой ход — непосредственно из дворца,
опирающийся на арку.
Южная паперть в Благовещенском соборе Кремля
Со всех сторон при
постройке здание собора было окружено папертями. Время их возникновения и
первоначальный облик изучены недостаточно. Восточная паперть была разобрана
вместе с Казенной палатой, а южная почти полностью утратила свой первоначальный
облик. На южную паперть ведет украшенное резьбой крыльцо.
Четыре придела над углами галерей были возведены в XVI в. Это – четыре
небольшие одноглавые бесстолпные церковки с тонкими стенами толщиной в один
кирпич. Полы в них были выложены узорчатыми керамическими плитками, в XIX в.
замененными на белокаменные резные с черным мастичным орнаментом. Интерьер
украшали иконостасы, один из которых выставлен в южной галерее собора. Приделы
освящены в память Собора Архангела Михаила, позже переосвященный в память
Архангела Гавриила, (северо-восточный придел), Собора Богоматери
(северо-западный придел), Входа в Иерусалим (юго-западный придел) и Георгия, в
XIX в. перестроенный и переосвященный в память Александра Невского
(юго-восточный придел).
западная паперть
Когда в 1564 г. на его сводах был построен придел
Собор архангела Михаила, для укрепления конструкции крыльца под его свод подвели
мощные столпы и древние формы оказались утраченными. Первоначально оно было
более легким и похожим на южное. Его своды поддерживали колонны с резными
капителями. Одна из таких колонн сохранилась в толще столпа. Сама лестница тоже
перестроена — сначала он была более короткой и крутой.
С папертей в храм ведут порталы. Северный и западный выполнены итальянскими
резчиками: дверной проем обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с
коринфскими капителями и развитым антаблементом, несущим пышно украшенный
архивольт.
Шуйская-Смоленская икона Божией Матери (XV в.) в раме с образами праматерей и
пророчиц (кон. XVII — нач. XVII в.) из местного ряда
Резные порталы
созданы итальянскими резчиками в начале XVI века, вероятно, во время
строительства ими нового великокняжеского дворца. Поверхность белого камня
плотно заполнена тонкой и сложной резьбой в высоком рельефе. Изображение ваз,
светильников, дельфинов, сфинксов было популярно в эпоху Возрождения.
Первоначальная роспись по камню была предположительно многоцветной. Скорее всего
с XVIII в. порталы стали двуцветными
Южный портал был уничтожен во время переделок южной паперти в 1836 г. и
восстановлен по сохранившимся остаткам в 1949 г. Он выполнен в традициях
раннемосковского зодчества: перспективный по форме, с чередующимися
прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и
сноповидными капителями. Килевидное завершение портала соответствовало
оформлению верха стен.
Двустворчатые двери, ведущие в собор с юга и с запада, выполнены в редкой и
эффектной технике, пришедшей на Русь из Византии. Датировка их колеблется в
пределах конца XV - начала XVII веков. Христианский праздник Благовещения и
ветхозаветные пророки соседствуют на створках с языческими античными философами:
Гомером, Афродитианом, Еврипидом, Плутархом, Диогеном, Менандром
Достоверно известно, что пол из разноцветных и разновеликих каменных плиток
уже был настелен в соборе в середине XVII в. По преданию, как пишет историк
Карамзин в "Истории Государства Российского", плитки пола привезены были из
Византии в Ростов Великий в XII в., а позже после пожара 1547 г. перевезены в
Благовещенский собор в Москву. Исследования последних десятилетий дают
возможность связать происхождение редкого пола Благовещенского собора с
московским регионом.
Евангелие
1571 г. Вклад царя Иоанна IV Грозного (ГММК)
Подклет
Подклет
представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это – квадратное в плане
помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных
блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими
арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете
хранилась великокняжеская казна. С 1989 года в нем открыта археологическая
выставка, экспонаты которой связаны с историей заселения и освоения Боровицкого
холма, с уникальными кладами, которые были найдены в XIX – XX вв. на территории
Кремля.
Склеп
Благовещенский собор в Москве
Стенопись
Благовещенский собор в Москве - Западная галерея
Собор украшен
фресками середины XVI века. Их появление связано с восстановительными работами
после пожара 1547 года. На протяжении веков они несколько раз
оновлялись.
Впервые фрески были раскрыты из-под поздних записей в
1980-1984 годах и представляют самый ранний комплекс среди росписей кремлевских
памятников. Кроме традиционных композиций на стенах присутствуют уникальные для
того времени образы и сцены, иллюстрирующие "Апокалипсис" и "Древо
Иессеево".
Иллюстрации
"Апокалипсиса", древнейшей из евангельских книг, занимают северную, южную и
западную стены четверика собора, а также своды под хорами. Традиционная
композиция "Страшный Суд" на западной стене входит в этот же ряд.
Великомученики
Георгий Победоносец и Димитрий Солунский. Роспись юго-зап. столпа. XVI в.
"Древо
Иессеево", представляющее родословное древо Христа на основе библейских текстов,
составляет смысловой центр росписи северо-западной галереи.
В систему
росписей включены образы византийских императоров в четверике на столбах и
русских князей как в галерее на пилястрах, так и в четверике на столбах.
Над входом
в северную галерею собора находится фресковое изображение "Спаса
Нерукотворного". Среди композиций западной галереи - "Троица".
Фреска "Сопрестолие", Благовещенский собор, Москва
Вергилий
представлен среди фигур античных философов в простенке между окнами в западной
галерее. Обычно он изображался в композиции "Древо Иессеево" в царском платье, а
в галерее Благовещенского собора он в мантии и широкополой шляпе
Император
Константин и его мать Елена
Образы византийских императоров представлены в
четверике на юго-западном столпе. Над моленным царским местом изображены
император Константин и его мать Елена, а выше над хорами – император Михаил и
императрица Феодора. Первая пара связана с утверждением христианства как
государственной религии в Византийской империи, с раскопками на Голгофе и
обнаружением креста, на котором был распят Христос. С ним в руках и представлены
Константин и Елена. Михаил и Феодора в византийской истории связаны с
восстановлением почитания икон после длительного периода борьбы с ними.
Князь
Владимир и княгиня Ольга
Св. блгв.
кн. Александр Невский и вел. кн. московский Иоанн Калита. Роспись сев.-зап.
столпа. XVI в.
Образы русских князей присутствуют как в четверике собора
так и на пилястрах наружных стен собора. На северо-западном столпе на восточной
грани вверху стоят киевские князья Владимир и Ольга, при которых была крещена
Киевская Русь. Внизу на столпах представлены киевские, владимирские и московские
князья, среди которых Александр Невский и Иван Данилович Калита в монашеской
одежде.
Богородица.
Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Мастер Феофан Грек (?)
Образ
"Спаса Нерукотворного" находится над входом в северную галерею. Традиционно этот
образ датировался 1661 г. и приписывался известному мастеру Симону Ушакову, хотя
существует и другое мнение: эта композиция – след поновления стенописи собора не
позже середины XVI в.
Крест
с частью Животворящего Древа и камнем от Гроба Господня, изготовленный в 1621 г.
(известен как «ковчег кн. Ивана Хворостинина») в Благовещенском соборе
московского кремля
Иов на гноище. Задание. 1547-51. Роспис
В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший
по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. Роспись
отражала восточное предание, по которому Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве
у колодца в Назарете, принеся Ей Благую Весть о будущем рождении у Нее
Спасителя. Такое изображение праздника даже сочли единственным, но потом
подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях
Крест-мощевик. Москва, мастерские Кремля, начало 16 века
В притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого
Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от
этого образа получил чудесную помощь один сановник, навлекший на себя царский
гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу
стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости
Богоматерь Одегитрия. Византия, 14 век. Из пядничного ряда центрального
иконостаса Благовещенского собора
Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной
Москвы. В старину существовал благочестивый обычай - в этот апрельский день на
Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю
птиц
Источник:
http://www.pravoslavie.ru/
• Воронин
Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М., 1961-1962. Т. 2. С.
253-262.
• Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город,
центральные площади. М., 1982. С. 329-330.
Свежие комментарии