1957 году в Москве проходила конкурсная выставка Международного фестиваля молодёжи и студентов. Председатель жюри, выдающийся художник-монументалист Сикейрос, присудил золотую медаль 26-летнему художнику Анатолию Звереву.
История его участия на этом конкурсе была такая, что премию присудили, но об этом никто в СССР не узнал.
Только жюри и участники. Зверева не допустили к конкурсу с самого начала. У него не было диплома. Он проучился только 1 год в художественном училище. Чтобы хоть как-то приобщиться к миру художников он устроился на работу в ЦДХ (Центральный дом художника) маляром. И красил целыми днями стены. Во время конкурса он зашел в конкурсный зал, разлил на пол два ведра краски голубой и белой (точно не помню, пишу на память историю, прочитанную в Огоньке больше 20 лет назад). И шваброй в несколько движений размазал эти два цвета по полу. Получился изумительный женский портрет. Сикейрос (кстати, его полное имя Давид Альфаро Сикейрос, очень красивое) остановил конкурс и объявил победителя. Но советские чиновники не допустили Зверева даже после этого к работе. Его даже уволили с должности маляра.У человека без всякого законченного художественного образования тут же прошли выставки во Франции, Швейцарии, США, ФРГ, Австрии, Англии, Дании и других странах. Его картины демонстрировались в Париже и Женеве, были приобретены «Метрополитен – музеем» в Нью-Йорке. Но у Анатолия Зверева, о котором ходила слава свободного художника-бродяги и юродивого, не было ни денег, ни жилья, ни признания на родине. Знавшие его люди говорили, что это был его выбор. Он избегал людей, прятался от милиции, имея однокомнатную квартиру, ночевал на лавке или по чужим квартирам. Он отказывался от участия в выставках, отказался от пенсии, жил без паспорта. Пабло Пикассо называл лучшим русским рисовальщиком человека, большую часть жизни проведшего в психушке.
Родился 3 ноября 1931 года в Москве в Сокольниках, в семье инвалида гражданской войны, мать — рабочая. Учился в школе рисованию на уроках художника-графикаНиколая Васильевича Синицына (ученика А. П. Остроумовой — Лебедевой)[2]. В 1954 поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, откуда вскоре был исключен за богемно-анархическое поведение.
Автопортрет. Анатолий Зверев.
Собрание Л. Мухина,
Москва 1958.
Когда лист упадет с дерева,
Помяните, меня, Зверева.
Из воспоминаний
«…Глядя на его работы, трудно представить, что он создавал их за считанные минуты, пуская в ход не только традиционные кисти-краски, но и все, что под руку попадется, – свеклу, веник, сапожную или зубную щетку, творог, воду из-под акварельных красок…В дело шли бумага, картон, холст, тряпки, деревяшки. Он мог рисовать и красками, и зубной пастой, и окурками. Для него как бы не было преград….»
“Женщина с ведрами”, 1950
The_Leopard_1956.
«Каждый его мазок – наслаждение, – писал о нем Роберт Фальк. – Живописцы такого калибра рождаются только раз в столетие…»
"Портрет Роберта Фалька" 1957
"Пейзаж" 1957
"Автопортрет" 1957
"Автопортрет" 1957
"Автопортрет" 1957
"Портрет Ксюши" 1958
“Саша Косатки”, 1958
“Г.Д.Косатки”, 1959
ЦЕРКОВЬ.1959
.Женский портрет.1961 г.
Зеленая осень.1962 г.
"Портрет девушки" 1962
Портрет Маркевича. 1963
Сидящая девушка”, 1963
"Женский портрет" 1964
"Портрет жены" 1964
“Розовая обнаженная”, 1965
. Двое. 1965. Бумага, акварель
"Собака" 1965
ЦЕРКОВЬ В КОЛОМЕНСКОМ.1965
.Обнаженная.1965
— Садись, детуля, я тебя увековечу, — говорил Зверев прекрасным дамам середины прошлого века. Те, кто придет на выставку в «Домик Чехова», глядя на романтические женские портреты, увидят, что художник знал, о чем говорит. А его лучшие психологические автопортреты заставят не только восхититься мастерством живописца, но и многое понять о времени и об обществе, которое, казалось, самоуверенно сплотилось в желании сломать и уничтожить художника и свободное искусство, а вот кануло в небытие, а искусство это живо и переживет, дай Бог, еще не одну скованную и несвободную эпоху.
Умер Зверев в Москве 9 декабря 1986
Незнакомка. 1966
Портрет неизвестной.1966
Портрет. 1966.
" Портрет Ю. Рябатнова" 1966
Портрет.1967
Портрет О.Асеевой. 1968.
Женский портрет.1968 г.
Николина Гора. 1968
Николина Гора. 1968
АВТОПОРТРЕТ. 1969
"Портрет О. Асеевой" 1969
"Дон Кихот". 1970
ДОН КИХОТ.1971
ВАЗА И КОТ.1971
.Коррида.1971 г.
Портрет Насти.1971
Портрет Асеевой в шапке.1971 г.
"Дон Кихот" 1971
"Автопортрет"
Портрет Дмитрия Плавинского
Портрет Асеевой.1971 г.
Джаз.Трубач.1972 г.
Осенний пейзаж.1974 г.
"Портрет Александра Глезера" 1975
Женский портрет. 1976
Портрет художника В.Немухина.1977 г.
"Женский портрет" 1980
Ночной дозор.1980 г.
selfportrait_1980t
КУПОЛА.1981
Дон Кихот.1982 г.
Гадалка.
"Жаба". 1986
"Цветы" 1986
Конь. 1986
Петух. 1986
Лошадь
.Портрет художника Н.Вечтомова.1986 г.
Портрет Шекспира
Павлин. Серия «Зоопарк»
Анатолий Зверев. Иллюстрация из каталога выставки в Новом Манеже
Стихотворения А.Т.Зверева
Старанье.
"Обезглавлен,
обездолен,
- и беспечен
и угрюм -
и в страдании
обычном
- полезаешь снова
в трюм
- сна, работы
бесконечной -
чтобы вечность увидать
и старается
безмерно
- непременно чтоб
догнать
век, упущенный:
ночами - не смыкающий
очей -
- и плечами, и речами
- и слеза бежит
ручьями -
вечерами - не гуляет
- никого не забавляет
- ни себя, и не
других -
лишь старается
ночами,
поутру и ввечеру
- и за чаркой днем
зачавкав, что овчарка
И в плену перед мерою
склонился, что Гомер воистину"
1967 г. 4 августа пятница
Свежие комментарии