«Огненный крестоносец кисти» Диего Ривера: Грандиозный скандал вокруг фрески, не утихающий более 80 лет

Автопортрет Диего Ривера. Диего Ривера и Фрида Кало в холле Рокфеллеровского центра. 1933

Автопортрет Диего Ривера. Диего Ривера и Фрида Кало в холле Рокфеллеровского центра. 1933


В 1933 году прошлого века монументальная фреска, созданная знаменитым мексиканским художником-муралистом Диего Ривера для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке, стала причиной грандиозного скандала. А резонансная статья в газете New York World-Telegram об этом настенном произведении художника, с вызывающим заголовком «Ривера рисует коммунистические сцены, и Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет» - в те годы была равносильна взрыву атомной бомбы.
Дискуссии вокруг этого события не угасают уже на протяжении более восьмидесяти лет.



 
 Диего Ривера. Автор: Фрида Кало

Диего Ривера. Автор: Фрида Кало


Диего Ривера (1886-1957) - мексиканский живописец, монументалист, политический деятель левого толка, муж знаменитой художницы Фриды Кало, стоял у истоков нового направления в мексиканском монументальном искусстве: мураль.

С трех лет маленький Диего разрисовывал не только все альбомы, но и стены комнат. А с десяти лет основательно начал заниматься живописью, поражая учителей серьезным отношением к творчеству и незаурядным талантом. Затем была учеба в художественной академии в Мехико, и учеба Европе, где прожил около пятнадцати лет, переезжая из страны в страну. 

 
Триумф Революции. (1926). Автор: Диего Ривера.

Триумф Революции. (1926). Автор: Диего Ривера.



Революция, начавшаяся в 1910 году в Мексике, к 1917 году заняла крепкие позиции. В стране была принята конституция, и часть земли была роздана крестьянам.
Ривера в начале 20-х, вернувшись в Мексику, был полностью увлечен новым строем в своей стране, в которой начались разительные перемены: прогрессивная конституция давала право народу на образование, открывались школы, библиотеки.

В те годы в Мексике возникает искусство нового направления - мексиканский мурализм, которое было понятное и близкое простому народу. В это направление и был вовлечен Диего Ривера. По государственной художественной программе он вместе с другими художниками, вдохновленными идеей революции, начал расписывать общественные строения фресками, которые отображали достижения страны.

 
История Куернаваки и Морелоса: завоевание и революция. (1930). Автор: Диего Ривера.

История Куернаваки и Морелоса: завоевание и революция. (1930). Автор: Диего Ривера.



В это время Диего выработал собственный уникальный почерк в монументальной живописи: обобщенный реализм. В этом стиле он выполняет серию фресок в Национальном дворце в Мехико. В этих настенных росписях свое отражение нашла многовековая история страны, в которой переплелись судьбы давно исчезнувших и нынче проживающих народов. Мастер соединил воедино реальность бытия и фантазию, археологические и этнографические детали, народные сказки, людей и божественных созданий. 

 
История Мексики.(1929). Автор: Диего Ривера.

История Мексики.(1929). Автор: Диего Ривера.



 
История Мексики - Мир сегодня и завтра. (1929). Автор: Диего Ривера.

История Мексики - Мир сегодня и завтра. (1929). Автор: Диего Ривера.



Фреска «Индустрия Детройта»

 

 
 «Вакцинация». Фрагмент фрески «Индустрия Детройта». (1930). Автор: Диего Ривера.

«Вакцинация». Фрагмент фрески «Индустрия Детройта». (1930). Автор: Диего Ривера.



К началу 30-х годов Диего Ривера стал известнейшим художником-муралистом Мексики, который всем своим творчеством открыто заявлял о своей принадлежности к борцам за права пролетариата.

Но несмотря на политические взгляды Риверы, он был приглашен в США промышленным магнатом Генри Фордом для монументальных росписей в Детройте. Своей настенной фреской «Индустрия Детройта», а в частности ее фрагментом - «Вакцинация», муралист спровоцировал бурю протеста прессы и церквей. Так как затронул аллюзии на традиционную иконографию Рождества Христова. Скандал подогрел интерес публики и в первый день открытия на нее пришло посмотреть около десяти тысяч человек. В итоге это резонансное событие принесло Детройту немалую славу.

Фреска, которой не суждено было существовать

 

 
«Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего». Эскиз фрески. Автор: Диего Ривера.

«Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего». Эскиз фрески. Автор: Диего Ривера.


Следующий крупный заказ Диего Риверы в США - роспись главного вестибюля центрального здания Рокфеллеровского комплекса в Нью-Йорке. Его конкурентами по разработке этого проекта были Анри Матисс и Пабло Пикассо. Но эскиз монументальной композиции Риверы под названием «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего» вызвал больший интерес у заказчика. По задумке художника центральной фигурой должен был быть человек, контролирующий все стихии.

 
 «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего». Неоконченная фреска. Нью-Йорк. Автор: Диего Ривера.

«Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего». Неоконченная фреска. Нью-Йорк. Автор: Диего Ривера.



Но в процессе работы Диего свою мураль превратил в перенасыщенную образами систему миропорядка, где..." два полюса — мир капиталистический и социалистический — разделены эллипсами, заполненные изображениями. В правой части мурали особое место занимает революционная триада: фигуры солдата, крестьянина и рабочего. Рядом изображение праздничной демонстрации на Красной площади, фигуры спортсменок, обилие красных флагов. В противовес сценам, демонстрирующим процветающую социалистическую действительность, в левой части композиции — иная картина. Мир капитализма у Риверы полон бедствий: войны, химическое оружие, разврат, болезни, голод и безработица." 

 
Диего Ривера и Фрида Кало в холле Рокфеллеровского центра. 1933

Диего Ривера и Фрида Кало в холле Рокфеллеровского центра. 1933
 
Реклама



За неделю до торжественного открытия, назначенного на 1 мая 1933 года, в прессе появляется скандальная статья под заголовком: «Ривера рисует коммунистические сцены, и Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет», взбудоражившая общественность Нью Йорка. В ответ на обвинения прессы Диего перевоплощает одну из фигур композиции в образ В.И.Ленина. После чего конфликт достиг апогея: изображение вождя русской революции в центре капиталистического мира - это было нечто невообразимое. 

 
 Фрагмент фрески. Автор: Диего Ривера.

Фрагмент фрески. Автор: Диего Ривера.



Все переговоры между Риверой и заказчиком ни к чему не привели. Тогда Нельсон Рокфеллер распорядился насильно отстранить художника от работы, выплатить ему часть гонорара в размере 14 тысяч долларов, а саму фреску закрыть защитным экраном, судьба которой решалась почти год. А в феврале 1934 года фреска была уничтожена: стерта в порошок. Но именно в тот момент это творение выдающегося муралиста приобрело символическое бессмертие.

 
Фрагмент росписи «Человек на перепутье». (1933). Автор: Диего Ривера.

Фрагмент росписи «Человек на перепутье». (1933). Автор: Диего Ривера.



Люсьен Блош, одна из помощниц Риверы, изловчившись успела сфотографировать фреску в том состоянии, в каком ее оставили в мае 1933 года. Это те кадры, по которым сегодня можно оценить ее композицию, сюжет и содержание.
На этом карьера Диего Риверы в США закончилась. 

 
«Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье». Дворец изящных искусств. Мехико. Автор: Диего Ривера.

«Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье». Дворец изящных искусств. Мехико. Автор: Диего Ривера.



В том же 1934 году Ривера заключил договор с правительством Мексики на создание фрески во Дворце изящных искусств в Мехико, где художник воссоздал нью-йоркскую работу, лишь добавив изображения Маркса, Энгельса, Троцкого, Лавстона.

 
 Человек, управляющий Вселенной. Фрагмент фрески. Автор: Диего Ривера.

Человек, управляющий Вселенной. Фрагмент фрески. Автор: Диего Ривера.



 
Человек, управляющий Вселенной. Фрагмент фрески. Автор: Диего Ривера.

Человек, управляющий Вселенной. Фрагмент фрески. Автор: Диего Ривера.



 
Человек, управляющий Вселенной. Фрагмент фрески. Автор: Диего Ривера.

Человек, управляющий Вселенной. Фрагмент фрески. Автор: Диего Ривера.



 
Человек, управляющий Вселенной. Фрагмент фрески. Автор: Диего Ривера.

Человек, управляющий Вселенной. Фрагмент фрески. Автор: Диего Ривера.



 
Аллегория Калифорнии. (1930). Автор: Диего Ривера.

Аллегория Калифорнии. (1930). Автор: Диего Ривера.



 
Руки Вселенной, предлагающие воду.(1951). Автор: Диего Ривера.

Руки Вселенной, предлагающие воду.(1951). Автор: Диего Ривера.



 
Празднование 1-го Мая в Москве.(1956). Автор: Диего Ривера.

Празднование 1-го Мая в Москве.(1956). Автор: Диего Ривера.


Конфликты, возникавшие вокруг произведений Риверы, в большей части провоцировались и управлялись самим скандальным художником. «Я хочу, чтобы мое искусство стало оружием», — говорил художник.
Неуемная энергичность и работоспособность Риверы вызывали восхищение. Он находил силы и время и на воплощение грандиозных творческих проектов, и на общественную деятельность, и на педагогическую работу, и на бурную личную жизнь... 

Источник ➝

Свадебному фотографу из Южной Каролины Патрику Холлу (Patrick Hall) пришла идея

. Он решил запечатлеть реакцию людей, которых бьет током от электрошокера. Для того чтобы фотосессия стала веселее, каждого «подопытного кролика» снимали на видео, пока тот находился в нервозном ожидании предательского удара электрошокером от близкого человека, а в момент кульминации несчастного ослепляла вспышка фотокамеры, и вот готовый снимок с корчившимся от боли и страха лицом готов. Безумие в чистом виде!


«Люди, ожидавшие получить удар электрошокером, почти всегда нервничали и боялись предстоящего.

Зато у тех, кто должен был ударить, было совсем другое поведение. Большинство из них были рады причинить боль своему другу, и только после совершения удара на их лицах появлялось раскаяние», — говорит Патрик.

Одни кричали, смеялись и проклинали всё вокруг, другие оставались на удивление спокойными, в то время как получали разряд в 300 000 вольт.

Идею Патрика можно было бы назвать просто безумной, но желающих добровольно испытать на себе удар в 300 000 вольт оказалось немало.

Только четыре человека из участвующих в фотосессии остались невозмутимыми после разряда. Все остальные кричали, смеялись и матерились.


источник

КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ ( 17-18 век)


Пукирев Василий Владимирович
Неравный брак 1862

Пукирев Василий Владимирович
Игрок 1855

Пукирев Василий Владимирович
В мастерской художника 1865

Нестеров Михаил
Видение отроку Варфоломею 1899

Литовченко Александр Дмитриевич
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею 1875

Литовченко Александр Дмитриевич
Харон перевозит души через реку Стикс 1861

Андрей Рублёв
Икона Троица

Маковский Константин Егорович
Портрет Александра II 1881

Мазуровский Виктор Викентьевич
Кавалерийский бой

Акимов Иван Акимович
Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру 1802

Акимов Иван Акимович
Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета 1782

Аргунов Николай Иванович
Портрет графини Шереметевой 1789

Басин Петр Васильевич
Фавн Марсий учит молодого Олимпия игре на свирели 1821

Бакалович Степан Владиславович
Октябрь 1889

Бакалович Степан Владиславович
Ода

-Татьяна Кудрявцева-

Картина дня

))}
Loading...
наверх