Много ли мы знаем о карнавалах?
Старейшим в Европе упоминается считается венецианский карнавал о ранее всех упоминается в хрониках. Карнавал в указе приравнивался к праздничным гуляниям по торжественному поводу, а вот в своём традиционном значении - как шумное празднество с переодеваниями масками и сменой социальных ролей - он появился в эдикте 12296 года, когда сенат официально объявляет о проведении карнавала перед началом Великого поста.
Длился венецианский карнавал не один день и даже не неделю, а целых 6 недель, начиная с 26 декабря. Такие долгие отпуска могла позволить себе богатая Венецианская империя. В других странах карнавал длился несколько дней.
Во Франкфурте, Базеле, Мюнхене, Кёльне карнавал был по духу крестьянским народным праздником. Но начиная с 16 века он разделяется на три вида деревенский, городской и дворянский. постепенно превращался из карнавала в маскарад.
На фреске 17 века итальянского живописца Баччо дель Бьянко изображены участники Венецианского карнавала, среди которых можно отыскать как профессиональных шутов так и персонажей комеди дель арте. (Извините крупнее не нашла)
В 18 веке, в эпоху рококо, превратившую все аспекты жизни аристократа в бесконечную любовную игру, карнавал сделался ещё одним удобным средством завести интрижку. Маски, о которых почти забыли раньше, вернулись: теперь аристократы скрывали лица, чтобы флиртовать и заводить романы. Расцвет карналов закончился после Великой Французской Революции.
Дж. Д. Тьеполо. Менуэт. 1756 г.
Мужчины на карнавале часто выбирали комические амплуа, а женщины образы способные пленять и очаровывать.Маска помогала позволять себе вольности которые осуждались в обычное время. Снимался запрет на женскую молчаливость и покорность. Дамы раздавали комплименты и изощрялись в остроумии.
В средневековых городах такие праздники устраивались перед великим постом. С помощью переодеваний люди пытались стереть границы между богатыми и бедными. На улицах выступали дрессировщики, актёры, шуты, акробаты, жонглёры. Шутки вертелись вокруг плотских утех. Костюмы делались соответствующие: с огромными животами, к маскам приделывали гипертрофированные подбородки носы бородавки, и делали устрашающих размеров гульфики. Вот фрагмент картины известного художника Питера Брейгеля старшего "Битва поста и масленицы" изображён король карнавала - толстяк на бочке вина.
Его традиционный для фламандских крестьян 16 века костюм дополнен живописными деталями - огромным гульфиком подчёркивающим плотскую натуру короля, шлемом из утиного паштета (традиционное угощение во время празднества) Вместо меча на поясе нож мясника. В руках копьё с насаженным на него мясом.
Аристократы больше ценили не гротеск, а анонимность которую давали костюм и маска.
Марко Ортолани современный художник родился в 1973 году изобразил на картине карнавал в Венеции.
Венеция город далёкий от земледелия, и маски были просто для сокрытия лица, и не изображали духов рек лесов или полей. В Венеции даже был фонд который собирал деньги в течении года на карнавал.
Время от времени возникала мода на экзотические наряды. Например после победы Венецианской республики над турками в 1571 году в толпе на карнавале мелькали тюрбаны. Охотно изображали мавров и эфиопов, китайцев.
Это эскиз четырёх мужских карнавальных костюмов, изображающих героев комедии дель арте, создан художником позднего барокко Клодом Жилло.
Заметно влияние французского барокко в моде, лишь Пьеро справа в традиционном итальянском костюме.
Долгое время карнавал был мужской скорее забавой много выпивки, потасовки грубые шутки вынуждали благовоспитанных дам ограничивать своё участие в гуляниях. С 16 века гуляния приобретают более утончённые черты. Аристократы превращают его в маскарад. Для дам это было поводом демонстрировать причёски и наряды и изысканные маски.
Если раньше она позволяла хранить анонимность в карнавале теперь маска была красивой безделушкой или простой формальностью. Часто стали использовать полумаску. Когда то было достаточно укутаться в плащ, скрывающий фигуру и социальное положение. Наряды теперь не прятали под плащом их выставляли напоказ.
Императрица Маргарита Тереза одета как главная героиня балета "Галатея." Портрет является парным к портрету короля Леопольда.
Это она изображена на картине Веласкеса малышкой инфантой. Обратите внимание на то как красные ленточки в волосах перекликаются с красной бахромой на жезле, а бело-красный плюмаж с узором на юбке.
Крой маскарадны костюмов соответствовал моде если юбка держалась на фижмах, то и в карнавальном платье они присутствовали, если не было принято оголять грудь то для маскарада не делалось исключений.
Мария - Антуанетта принимала участие в постановке "Женитьба Фигаро" играла в нём служанку Сюзанну и ввела в моду на белый фартук для горничной.
Это картина Жоржа Клерена 1990 года. На картине "Бал-маскарад" выписан образ идеальной королевы бала. Плащ поверх роскошного платья с фижмами в стиле рококо, треуголке, маске бауте, сдвинутой на бок. И карнавальный жезл украшенный цветами.
Баута - маска на завязках, полностью скрывающая лицо, была самой популярной и нейтральной. Иногда маску называют Ларва "Призрак" её цвет усиливал сходство с приведением. Маска полностью прилегала к лицу или плотно сидела в верхней чаасти в рот и подбородок прикрывала пришитая к ней оборка. Полный костюм Бауты состоял из плаща чёрного цвета с капюшоном, чёрной треуголки, белых перчаток, и чулок и чёрных туфель.
Одежда позволяла скрыть пол, возраст социальное положение. Вне карнавала одевали наряд Бауты отправляясь на подозрительную сделку, опасную прогулку, или на романтическое свидание. В Венеции того времени где почти все знали друг друга, маски помогали скрыть личную жизнь от чужих глаз.
Маску Баута носили и мужчины и женщины.
Маска Моретта была исключительно женской.
Маска не имела завязок и чтобы удерживать её на лице женщина сжимала зубами специальный стерженёк сделанный изнутри на уровне рта. Моррета означает мавританка. Моретта позволяла показать белую кожу, но скрывала личность дамы. Мужчинам нравилась маска, зажимая стерженёк зубами женщина не могла отвечать кавалерам и объяснялась жестами. Это приятно интриговало.
Д. Казанова описывал это так: "Женщина, лица которой не видишь, голоса которой не слышишь - что может быть более интригующим? Вне карнавала в маске появлялись где приличной женщине не пристало появляться например на представлениях уличных актёров.
Если маска шута требовала яркого костюма, то в дни гуляний горожане одевали маски Вольто что значит горожанин или гражданин. Для женщин существовала подобная маска - дама. И сейчас эти маски самые популярные на карнавале.
Не менее популярна маска чумного доктора.
Чумные доктора ходили с палкой чтобы не касаться больных, в длинный нос клали фильтры и травы уменьшающие выроятность заражения. Длинные плащи с отталкивающей пропиткой чтобы было легче смывать кровь. Со временем образ стал карнавальным.
Эта модель с показа Alexandra McQueen 2009 головной убор и макияж упоминают о традиционных венецианских масках.
Теперь вы знаете больше о карнавале.
Свежие комментарии