Мария Магдалина,золотое сечение,угорь с апельсинами и музыкальная гармония — ищем на знаменитой фреске вместе с Россом Кингом,автором книги«Леонардо да Винчи и „Тайная вечеря“». А также выясняем,почему Генри Джеймс назвал фреску да Винчи«трудолюбивым калекой» и,в конце концов,что там насчет теории Дэна Брауна?
Гадать о смыслах и символах,заложенных да Винчи в его многострадальное произведение,не брался,наверное,только ленивый. Ученые,искусствоведы,любители теорий заговоров и живописи многие столетия ломают копья по поводу того,что именно и зачем написал художник на одной из стен трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане. На всемирной любви к загадке«Тайной вечери» заработан не один миллион долларов.
Тайная вечеря
Леонардо да Винчи
1498, 460×880 см
Леонардо да Винчи
1498, 460×880 см
Художник,кажется,был идеальной мишенью для всевозможных теорий заговоров. Действительно,круг его интересов был настолько широк,что не только для среднестатистического жителя средневековой Европы,но и современников более просвещенных эпох такой тяготеющий к знаниям и вечно озабоченный различными опытами эксцентрик затягивал если не на дьяволопоклонника,то на алхимика или как минимум еретика.
На самом деле с религией у Леонардо все обстояло гораздо сложнее. Обладая привычкой не принимать на веру буквально ничего,он подвергал пристальному изучению все,что попадало в его поле зрения.
На самом деле с религией у Леонардо все обстояло гораздо сложнее. Обладая привычкой не принимать на веру буквально ничего,он подвергал пристальному изучению все,что попадало в его поле зрения.
Приступив к работе над«Тайной вечерей», он приобрел и начал тщательно штудировать Священное писание. Об этом свидетельствуют его заметки,сделанные по ходу чтения Библии,где он задается вопросами вроде: могли ли сорок дней и сорок ночей проливных дождей полностью покрыть поверхность Земли до того уровня,на котором находят ракушки,и если да,куда потом ушла вода,и так далее.
В попытках ответить на свои вопросы да Винчи заходит в тупик: «Здесь естественные причины отсутствуют,потому необходимо для разрешения таких сомнений призвать на помощь чудо». И это не единственный случай,когда результатом научных изысканий художника становилось убеждение в том,что к мирозданию причастны высшие,непостижимые эмпирическим путем,силы.
В попытках ответить на свои вопросы да Винчи заходит в тупик: «Здесь естественные причины отсутствуют,потому необходимо для разрешения таких сомнений призвать на помощь чудо». И это не единственный случай,когда результатом научных изысканий художника становилось убеждение в том,что к мирозданию причастны высшие,непостижимые эмпирическим путем,силы.
Верующий антиклерикал
Насколько странно это ни звучит,в особенности укрепляли веру Леонардо анатомические опыты. Расчленяя трупы с целью досконально изучить строение человеческого тела,он описывал его с поистине религиозным чувством как «чудесное орудие,изобретенное верховным художником», отмечая,что стоит «славить первого создателя этой машины». Также он считал,что при всем своем совершенстве тело — «ничто по сравнению с душой,которая живет в таком обиталище». Рисунок расположения органов в теле женщины | Хребет. Анатомический эскиз | Анатомические зарисовки плеча |
Согласно да Винчи,тело человека можно расчленить,а вот душу — нельзя,как невозможно постичь чудеса силой одного ума.
Да-да,один из наиболее ученых художников своего времени верил в иррациональное,и даже считал,что наука — один из путей созерцания и понимания сущности Творца.
Защищая своих коллег-живописцев,которые работали в церковные праздники вопреки уставу,он писал: «Подлинное понимание всех форм,какие есть в творениях Природы,<…> есть способ постичь суть создателя всех этих удивительных вещей и способ возлюбить столь великого изобретателя».
В то же время Леонардо не было чуждо неприятие института Церкви в том виде,с которым ему приходилось сталкиваться,и он предавал едкой критике как отдельных ее представителей,так и целые сословия.
В то же время Леонардо не было чуждо неприятие института Церкви в том виде,с которым ему приходилось сталкиваться,и он предавал едкой критике как отдельных ее представителей,так и целые сословия.
В записях художника встречается резкое высказывание «фарисеи — сиречь святые отцы», то есть обвинение священнослужителей в лицемерии. Сюда же можно отнести его загадку о людях,которые живут в богатстве и помпезных зданиях,доказывая,что «это есть средство подружиться с Богом».
Но,будучи человеком здравомыслящим,да Винчи не был склонен стричь всех под одну гребенку и встречать людей по одежке. При всем его скепсисе в отношении монашеских орденов,он водил дружбу с отдельными их представителями. Например,с ученым монахом ордена францисканцев Лукой Пачоли,как уже упоминалось выше.
Но,будучи человеком здравомыслящим,да Винчи не был склонен стричь всех под одну гребенку и встречать людей по одежке. При всем его скепсисе в отношении монашеских орденов,он водил дружбу с отдельными их представителями. Например,с ученым монахом ордена францисканцев Лукой Пачоли,как уже упоминалось выше.
Разгадка кода да Винчи
Все эти факторы,видимо,стали причиной того,что уже в наше время художнику стали приписывать самую несусветную ересь: начиная от участия в тайном ордене,что хранит сверхсекретные знания о потомках Христа,и заканчивая появлением на «Тайной вечере» Марии Магдалины вместо одного из апостолов.На самом деле,если у Леонардо и были хоть какие-то причины изобразить Марию Магдалину в сцене«Тайной вечере», то у него не было повода делать это тайно,маскируя ее под одного из апостолов.
Хотя бы потому,что это уже делали за полвека до него: Фра Беато Анджелико написал ее коленопреклоненной на фреске в доминиканском монастыре Сан-Марко во Флоренции,живописующей события последней трапезы Христа с апостолами.
Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена: Причастие апостолов, Тайная вечеря
Фра Беато Анджелико, 1437
Фра Беато Анджелико, 1437
В те времена присутствие Марии Магдалины в этой сцене никого не могло удивить,так в Средние века как ее почитали наравне с другими апостолами.
Что едят апостолы на «Тайной вечере» Леонардо?
Да Винчи был по сути первым,кто«закатил пир», изображая известную евангельскую сцену. Вопреки предшественникам,помещавшим на картину главным образом необходимые для причастия хлеб и вино(в лучшем случае прибавляя к ним маленького ягненка), Леонардо накрыл целую поляну.Одно из трех больших общих блюд в центре стола уже стоит пустым,за исключением ломтика фрукта(возможно,граната) на краю. Зато перед апостолом Андреем стоит блюдо,наполненное рыбинами.
Появление рыбы не так неожиданно,поскольку она неоднократно упоминается в Евангелии,да и некоторые из апостолов сами трудились рыбаками до того,как их призвал Христос.
К тому же рыба — один из древних символов самого Христа. По-гречески первые буквы слов Jesus Christos Theou Uios Soter(Иисус Христос — Божий Сын Спаситель) составляют слово ichthus — «рыба».
Последняя реставрация позволила разглядеть еще одно блюдо: нарезанного кусками угря,поданного с ломтиками апельсина. Во время написания«Тайной вечери» подобное лакомство могло украсить стол в самых знатных домах.
Последняя реставрация позволила разглядеть еще одно блюдо: нарезанного кусками угря,поданного с ломтиками апельсина. Во время написания«Тайной вечери» подобное лакомство могло украсить стол в самых знатных домах.
Немая сцена: причастие или предательство?
Двумя ключевыми моментами последней трапезы Христа,согласно Евангелию,были установление Таинства причастия и весть о том,что один из учеников предал Его.Долгое время была популярной теория,что Леонардо сосредоточился сугубо на эмоциональных реакциях апостолов в ответ на сообщение о предательстве.
Но в результате многолетних споров и исследований специалисты пришли к выводу,,что внимание да Винчи занимала не только психологическая драма, а жесты Христа,которым художник уделял самое пристальное внимание.
Леонардо был настолько озабочен точным отображением своего замысла,что для рук Христа он подыскивал отдельную модель. «Алессандро Кариссими да Парма — рука Христа» — значится в одной из его записных книжек.
Леонардо был настолько озабочен точным отображением своего замысла,что для рук Христа он подыскивал отдельную модель. «Алессандро Кариссими да Парма — рука Христа» — значится в одной из его записных книжек.
Никто прежде не был так озабочен жестами как средством выражения: среди эскизов его«Поклонения волхвов» есть два листа,исписанные всевозможными положениями рук в разных ракурсах. Помимо прочего,неспроста руки Христа являются центром композиции,образуя равносторонний треугольник в самом центре росписи.
Леонардо да Винчи. Зарисовки рук в разных положениях(иллюстрации из книги Росса Кинга):
Пристальнее внимание рукам Леонардо уделяет не только в «Тайной вечере»:
Рука в движении | Эскиз рук | Дама с горностаем (фрагмент) | Мадонна с гвоздикой (фрагмент) | Благовещение (фрагмент) | Мадонна в скалах (фрагмент) | Мона Лиза (фрагмент) |
В то время как правая рука Иисуса тянется к тому же блюду,что и рука Иуды,иллюстрируя слова из Евангелия от Матфея «опустивший со Мною руку в блюдо,этот предаст Меня», левая направлена к хлебу.
Ладонь раскрыта таким образом,что замысел Леонардо выглядит довольно однозначно -- Христос простирает руку не затем,чтобы взять хлеб со стола,а будто благословляет его для причастия: «Приимите,ядите,сие есть Тело Мое»(Мк. 14:23).
О том,что кульминацией сюжета«Тайной вечери» да Винчи является не реакция апостолов на слова Иисуса о предательстве Иуды,а все-таки учреждение Таинства Евхаристии,красноречиво говорит и его взгляд,направленный на хлеб.
В этом эмоциональном контрасте и состоит драматический эффект,который производит роспись - посреди шквала возмущения,недоумения,смущения и прочих смешанных чувств апостолов мы видим спокойное,сосредоточенное на молитве лицо Христа.
«Трудный ребенок» да Винчи
В результате всех и всяческих злоключений, приключившихся с ней с сасого "рождения" - а было их предостаточно, «Тайная вечеря» стала всемирно известной во многом благодаря своему критическому состоянию.
Писатель Генри Джеймс назвал ее «печальнейшим произведением искусства в мире,трудолюбивым калекой,к которому заходят посмотреть,как там у него дела,а удаляются со вздохами,будто отходят на цыпочках от смертного ложа».
В то же время именно она сделала Леонардо признанным гением: другие его произведения были недоступны для массового обозрения практически до начала 19 века,когда из спальни Наполеона Мона Лиза попала в Лувр. На протяжении трех веков после смерти художника лишь«Тайная вечеря», по сути,была единственным общедоступным свидетельством его таланта.
В то же время именно она сделала Леонардо признанным гением: другие его произведения были недоступны для массового обозрения практически до начала 19 века,когда из спальни Наполеона Мона Лиза попала в Лувр. На протяжении трех веков после смерти художника лишь«Тайная вечеря», по сути,была единственным общедоступным свидетельством его таланта.
Свежие комментарии