Последние комментарии

  • Елена Пояркова
    "Союз Земли и Воды" - Питер Пауль Рубенс, зачем авторство менять? И "Цереры.." - тоже Рубенс, правда, про последнюю п...Художник Franz Snyders (1579 – 1657). Великолепный фламандец
  • Александр Клюянов
    Мастихин работает!Художник Иван Агеев. Светлая душа и золотые руки
  • наталия денисенко
    Великолепный фламандец, но очень жестокосердный... Художник Franz Snyders (1579 – 1657). Великолепный фламандец

«Дождь, пар и скорость романтика пейзажа Джозефа Тёрнера .

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner, 1775—1851) — британский живописец, мастер романтического пейзажа, предтеча французских импрессионистов.

«Автопортрет» 1799г.

 

Джозеф  Тернер родился 23 апреля 1775 года в семье цирюльника в самой гуще центральных улочек Лондона. Детство художника, по всей видимости, было омрачено душевным расстройством матери, склонной к неожиданным и неконтролируемым приступам гнева.

 В бумагах и письмах Тернер не упомянул о матери ни разу за всю свою жизнь. 
Уже в детстве мальчик проявил большие способности к рисованию. Он целыми днями пропадал возле Темзы, без конца рисуя саму реку и ее берега. Таким образом, главную тему своего творчества (пейзаж) художник нашел еще в отрочестве.
В 1785 году Тернера отдали учиться в школу в Брентсде-форде. Приблизительно к этому времени относятся самые ранние из дошедших до нас набросков и рисунков художника. Первая подписанная им акварель (с видом Оксфорда) датирована 1787 годом, а три года спустя акварель Тернера (с видом дворца Ламбетт) была выставлена в Королевской академии. К этому первому успеху Тернер пришел уже не дилетантом, успев поучиться у архитектора Томаса Хардвика и у тонкого художника-акварелиста Томаса Мелтона. 

 


«Уэльский мост в Шрусбери» 1794 г.
акварель частная коллекция

 

В 1790-х гг. Тёрнер обратился к масляной живописи. В его маринах заметно влияние голландских мастеров XVII в. Ранние произведения художника исполнены вполне традиционно, в темной гамме («Рыбаки в море», 1796, Галерея Тейт, Лондон). Здесь особенности освещения становятся средством нагнетания драматического настроения.

 

«Рыбаки в море». 1796 г.

91 x 122 см. Холст. Масло.
Тейт Британ, Лондон, Великобритания

На картине  несколько рыбачьих судов в открытом море ночью. Лунный свет, льющийся в прорывы облаков, освещает на волнах лодку, на которой мигает красноватый огонек фонаря. Тернер осваивает непривычные для него возможности масляной живописи: он усиливает контрасты между освещенными и затемненными частями и старается передать едва уловимое различие рефлексов фонаря от бликов лунного света на волнующейся водной глади океана. Уже в этой первой картине маслом он строит беспокойный световой овал композиции и окружает месяц туманным ореолом. Тернер воплотил в этой картине свое трагическое ощущение неустойчивости бытия в зыбкости набегающих пенистых валов, столкновении резких диагоналей мачт и парусов и безнадежности усилий копошащихся в лодках людей, выхваченных из мрака надвигающейся бури случайно прорвавшимся лучом. Характерный овал композиции особенно ясно виден в подготовительном рисунке с его черной громадой поверженного на бок корабля и стремящейся наперерез ему по орбите огромной кривой волны утлой лодчонки, белый парус которой стремительно несется к своей гибели и точно взывает о помощи.

 

 С первых своих работ Тёрнер начинает разрабатывать тему конфликта между человеком и разрушительными силами стихии («Мол в Кале. Французы готовятся выйти в море: прибывает английское пассажирское судно»), которая будет возникать на протяжении всего творческого пути художника («Пожар парламента, 16 октября 1834»).

"Мол в Кале. Французские рыбаки выходят в море, прибывает английское пассажирское судно". 1803 г.
Холст, масло. 172х240 см.
Галерея Тейт, Лондон.

В этом шедевре Тёрнера явь сплетается с вымыслом, что вообще характерно для лучших его картин. В работе отразились впечатления, связанные с прибытием художника во Францию во время его первого путешествия за границу. Корабль, на котором он плыл, попал в шторм, из-за чего не мог пришвартоваться в Кале. Сгоравший от желания как можно скорее оказаться на суше, Тёрнер пересел в шлюпку. Эта затея чуть не закончилась трагедией. Путешественник позже записал в своем дневнике: "Мы все же высадились в Кале. Но едва не утонули при этом". Тёрнер всегда стремился  к тому, чтобы как можно реалистичнее передать на картине происходящее. На полотне великолепно изображены пенящиеся волны, рвущие паруса порывы ветра, развевающиеся одежды людей, стоящих на причале. А бурное море и небо, с пробивающимися то тут, то там сквозь тучи лучами солнечного света, заставляют вспомнить о более поздних работах художника. При этом многие детали здесь являются художественным вымыслом Тёрнера.

 

«Пожар в Лондонском парламенте»

К середине 1830-х гг. Тёрнер достиг вершины мастерства. Он давал уроки живописи на вернисажах, заканчивая там свои картины. Так, на глазах у восторженной публики и изумленных художников он за несколько часов почти полностью написал полотно «Пожар парламента, 16 октября 1834». Этот пожар произошел в 1834 году. Сотни людей наблюдали это драматическое зрелище. Стихия бушующего огня потрясла Тёрнера, он сделал на месте девять акварелей, на основании которых и создал через год большую картину.

 

Гневные состояния природы: штормы, бури, ураганы и связанные с ними катастрофы — пришлись по душе английской публике, и Тёрнер сделал потрясающую карьеру.

«Кораблекрушение»

1803 г.

 

В 1804 году Тёрнер открыл собственную галерею, где собирался выставлять свои лучшие полотна. Галерею он открыл "Кораблекрушением". М.А. Орлова пишет о картине: "Явственно ощутимо тут сопротивление волн яростному урагану, всей силой своей тяжести они влекутся обратно в океан. И с такой же энергией люди на пострадавшем паруснике и лодках, спешащих ему на выручку, силятся удержаться на волнах. Это уже вполне романтическое полотно построено на смелых контрастах светлого и темного, тонов холодных - темное море с изумрудными отливами - и горячих - пятна красного и желтого, какими набросаны фигуры на судах".

«Извержение Везувия». 

1817 г.

39,7 x 28,6 см.
Бумага, акварель.

 

 Уже в 1802 г. Тёрнер был избран действительным членом Королевской академии искусств, а в 1807 г. был утвержден в должности профессора. Художник верой и правдой служил ей до конца своих дней, участвуя в организации выставок, читая лекции для широкой публики и обучая студентов.

 

"Дождь, пар и скорость. Большая Западная железная дорога". 1844 г.
Холст, масло. 91х122 см.
Национальная галерея, Лондон.


Во времена Тёрнера Англию охватила настоящая железнодорожная лихорадка. Художники, чуткие по отношению к современности, выразили ее на своих полотнах. Впрочем, и на этом фоне Тёрнер стоит особняком. Другие воспевали красоту машины, стараясь как можно тщательнее выписать ее детали, - Тёрнер же сумел избежать этого искушения. Единственная цель, которую он преследует, - передать ощущение скорости. Поезд, подобный темному и яростному зверю, мчится у него по новому мосту, построенному в 1837-39 годах. Пейзаж позади него скрывается в дымке, а в нижней части картины мы видим крошечную лодку и пахаря - они,изображенные очень статично, символизируют уходящую медлительную эпоху. На берегу реки написаны призрачные фигуры людей, загипнотизированных видом поезда. Эта картина Тёрнера приводила в восторг начинающих импрессионистов.

 

Одним из признанных шедевров, написанных художником на склоне лет, стала картина «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье». Потоки морской воды, снег и дым, идущий из трубы корабля, сливаются в единый мощный шквал водяных брызг и пронизывающего ветра, изображенный художником с большой эмоциональной силой. Существует легенда, что для того чтобы правдоподобно передать в этой картине эффект вьюги на море, 67-летний художник велел привязать себя на четыре часа к капитанскому мостику корабля, плывшего в шторм из Харвича.

«Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье.» 1842 г.

Холст, масло. 91,5 x 122.
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания

В каталоге, в примечании к названию, добавлено: "Автор был в эту бурную ночь на "Ариэле". Тернер словно вложил в эту работу трагическое мироощущение - предчувствие грозящих миру катастроф. Ему казалось, что картины разбушевавшихся стихий: лавины, бури, метели и урагана - вообще, всякие чрезвычайные состояния природы могут адекватно передать смятение человеческого сердца и ума, очистить душу и сознание.
Огромные океанские валы, густой туман и вихри мокрого снега сливаются в единый неистовый водоворот. Центром его служит неясный абрис корабля. Но это нечто большее, чем простое внешнее описание бури. Это воплощение не только наблюдений над разбушевавшейся природой или одних зрительных впечатлений, а создание некоего неразложимого единства - буйства стихий, красок и внутренних переживаний. Критика, конечно, не преминула обозвать картину "мыльной пеной, смешанной с раствором для побелки". Тернер рассердился: "Я писал ее не для того, чтобы ее поняли, просто мне хотелось показать, на что это похоже. Я упросил матросов привязать меня к мачте, чтобы я мог наблюдать; меня привязали на четыре часа, я не надеялся уцелеть, но я считал своим долгом дать отчет об этом, если уцелею. А картина не обязана нравиться кому бы то ни было". Когда оксфордский студент пытался утешить старика, тот крикнул: "Да и видели ли они когда-нибудь море?!"

 

У него нет пейзажей с близкой точки зрения. У Тернера сцена почти всегда обнимает несколько десятков миль, она представляет огромные пространства, и над этой бесконечной перспективой царит величавый круг солнца.

«Ангел стоящий в солнечном свете»

 

«Восход солнца в тумане»

 

«Город и река на закате»

 

«Большой канал в Венеции»

 

«Трафальгарская битва»

 

Источники информации:

http://www.bibliotekar.ru/k-Turner/

 http://www.art-spb.ru/artspb116.html

http://www.alleng.ru/d/art/art046.htm

http://art11.ru/kartiny_hudozhnikov/kartiny_uiljam_terner.html

http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post339806640/

http://art-tourism.livejournal.com/24182.html?thread=33654

Популярное в

))}
Loading...
наверх