На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 065 подписчиков

Свежие комментарии

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 37

Как я и обещала ранее, в этой публикации будет кое-что новое и необычное. Раньше мы либо рассматривали творчество художников какой-нибудь одной страны, или группы стран, случалось, что не весь спектр, а в каком-то особом разрезе, либо брали одного художника, если он смог создать свой собственный, необычный мир — и тогда он у нас попадал в отдельную рубрику «Странные миры». Кроме того, за редким исключением, мы ограничивались периодом примерно с середины XIX века до наших дней.


Но сегодня будет всё по-другому. Будут представлены работы художников разных стран, причём, начиная еще с XV века! Вы спросите — а по какому же принципу они будут подобраны, что же заставило объединить творения художников разных эпох и стран? Отвечу — общий сюжет. То есть, все картины будут посвящены одной теме. Я сначала хотела назвать новую рубрику «Антология сюжета», но это звучит как-то громоздко, лучше ограничусь одним словом: ретроспектива. Итак...


37. Ретроспектива: Сусанна и старцы


В публикации о художниках Российской Империи этот сюжет встречался дважды — в картинах П. Басина и Г. Лапченко; и там же я дала короткое пояснение по смыслу легенды о Сусанне и старцах. Но здесь придётся рассказать эту историю подробнее.



Итак. В 586 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иерусалим, разрушил Иерусалимский храм и изгнал евреев из Иудеи в Вавилон, где они жили почти 60 лет, пока Вавилонское царство не было покорено персидским царём Киром. Еврейская диаспора в Вавилоне была довольно крупной, поэтому Навуходоносор и его преемники старались не ссориться с иудеями, предоставив им некоторую автономию и самостоятельность в решении внутренних вопросов, в том числе и юридических. Евреи сами выбирали из числа старейшин и уважаемых людей суд (бейт-дин), который вправе был решать гражданские и уголовные дела внутри диаспоры.


В годы вавилонского пленения в еврейской среде прославился молодой человек по имени Даниил, в Ветхом Завете признанный пророком. Он обладал даром предвидения, мог истолковывать сны и различные загадки, поэтому был приближен ко двору Навуходоносора, который держал его, видимо, в качестве «умного еврея». И даже когда Вавилон пал, Даниил остался на службе у персидских царей — Кира, а потом Дария. Кир было усомнился в полезности Даниила и приказал его на всякий случай бросить в яму с голодными львами, но те Даниила есть не стали, а наоборот, стали, урча, ласкаться к нему, подобно домашним котам, что, безусловно, сильно подняло рейтинг Даниила в глазах персидского царя.


А эпизод с Сусанной и старцами был как раз первым в возвышении тогда совсем еще молодого Даниила. Именно тогда народ прочувствовал и оценил его мудрость и провидческий дар.


Правда, говорят, что история про Сусанну была дописана к Книге пророка Даниила позже, примерно в первом-втором веке до нашей эры, а сама книга была написана лет на сто раньше. То есть, ни иудеи, ни христиане не считают текст о Сусанне каноническим, а расценивают как апокриф.


Тем не менее, именно эта история послужила источником вдохновения для десятков — если не сказать сотен — художников в последние более чем 500 лет. Так что же случилось с этой самой Сусанной, при чём здесь старцы, и какую роль в этих событиях сыграл пророк Даниил?


Жил в Вавилоне знатный и богатый еврей Иоаким, и взял он себе в жёны молодую и очень красивую девушку Сусанну, которая, помимо красоты, отличалась праведностью, умом и продвинутостью в религиозных вопросах. Жили они совсем не бедно — у Иоакима был большой дом с садом, а в саду была купальня. Иоаким часто днём отсутствовал — дела, знаете ли, а Сусанна в это время предпочитала коротать жаркие дни в тенистом саду, периодически совершая омовение в купальне. Но как-то не слишком хорошо было поставлено у Иоакима и Сусанны дело с охраной периметра, то есть, получалось, что посторонние вполне могли пробраться в сад, там спрятаться и подсматривать.


Так и случилось. Два старца, Седекия и Ахав, из числа весьма уважаемых среди евреев, члены суда, поначалу независимо друг от друга стали наведываться в сад к Сусанне, прятаться в зарослях и предаваться вульгарному вуайеризму. В тот злополучный (как позже выяснилось — для них) день они обнаружили друг друга и вместе замыслили совершить акт харассмента, с использованием своего служебного положения.


Сусанна, как обычно, отослала свою служанку запереть ворота, разоблачила одежды и приступила к омовению. В этот момент старцы вылезли из укрытия и принялись понуждать Сусанну к действиям сексуального характера. В отличие от продюсера Харви Вайнштейна — между прочим, тоже их соплеменника — Седекия и Ахав не сулили Сусанне никаких ништяков, а напротив, стали угрожать. Мол, если ты не захочешь удовлетворить наши желания, то мы скажем, что застукали тебя с любовником в процессе прелюбодеяния, а не поверить нам не могут — мы же судьи! — и тебя казнят.


Доменико ди Микелино (Domenico di Michelino, 1417-1491, Италия)








Одно из первых, если не первое, изображение обнаженного женского тела в европейской живописи
Благочестивая Сусанна ответила им категорическим отказом — мол, пусть лучше я умру честной, чем согрешу. И стала звать на помощь — но куда ей, слабой женщине, было перекричать двух, пусть и пожилых, но вполне ещё крепких дядек! Старцы созвали народ и объявили, что они застукали прелюбодейку — она, мол, отослала служанку закрыть ворота, а сама предалась греху под деревом (вот это они зря сказали!) с каким-то юнцом, который, завидев их, сиганул через забор и был таков. Народ был возмущен, и по всему выходило — быть Сусанне забитой камнями. Но сразу этого сделать было нельзя, нужно было соблюсти все формальности, провести суд, вынести приговор. Поэтому Сусанну повели по улицам к месту проведения суда и предполагаемой казни.


Завидев процессию, Даниил, будущий пророк, а тогда еще юноша, поинтересовался: что, мол, таки здесь за кипиш? Ему объяснили, но Даниил уже и в юности отличался проницательным умом и провидческим даром! Он усомнился в справедливости обвинений. «Не-не-не, мужики, тут какой-то лажей отдаёт», — примерно так сказал он, и к нему прислушались: видимо, несмотря на молодость, он уже был у диаспоры в авторитете. Даниил предложил вернуться в сад Сусанны, на место предполагаемого преступления и провести дополнительное расследование. Старцы сопротивлялись, но народ согласился с Даниилом, и все вернулись в сад.


Там Даниил рассадил Седекию и Ахава по разным скамейкам, так, чтобы они не могли слышать друг друга, и допросил их по отдельности. Ключевым моментом стало именно дерево, под которым подозреваемая якобы согрешила. Один из старцев сказал, что это был дуб, на что Даниил, усмехнувшись, ответил: «Вот сейчас ангел спустится с небес и тебя отдубасит». Второй старец сказал, что акт прелюбодеяния состоялся под мастиковым деревом (это такая разновидность фисташки), а Даниил ему ответил: «Вот сейчас ангел спустится с небес и тебя умастит так, что мало не покажется». На самом деле, в греческом оригинале апокрифа используется изящная игра слов, и вместо «отдубасит» и «умастит», употреблены слова, созвучные греческим названиям деревьев и означающие «разрубит» или «разрежет пополам».


Итак, старые похотливые лжецы были уличены в клевете, доброе имя Сусанны было восстановлено, старцев судили и повесили за лжесвидетельство. Зло было наказано, а справедливость восторжествовала.


И именно этот сюжет послужил своеобразным прорывом в снятии табу на изображение обнаженного женского тела. Сначала лишь отдельные живописцы осмелились изобразить Сусанну — частично «ню», застигнутую старцами при купании, и, видимо, это было встречено доброжелательно даже в те, совсем уж пуританские времена, потом сюжет становился всё популярнее, и в XVI-XVIII, да и XIX веках любой уважающий себя живописец считал своим долгом изобразить эпизод с Сусанной и старцами, причём — что самое интересное! — Сусанна, безусловно, должна была соответствовать идеалам красоты, принятым в то время и в той местности, с учётом, конечно же, личных вкусов художника. И именно этот фактор позволяет рассматривать нашу сегодняшнюю ретроспективу как своего рода мини-энциклопедию идеалов женской красоты, менявшихся в разных странах с течением времени.


Художники будут представлены в порядке дат их рождения. Смотрим дальше.

Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto, 1480 — неизв., Италия)








Бернардино Луини (Bernardino Luini, 1480-82 — 1532, Италия)








Винсент Селлаэр (Vincent Sellaer (ок.1490 — ок.1564, Фландрия – Нидерланды)








Ян ван Хемессен (Jan van Hemessen, он же Jan Sanders, 1500 – 1566, Фландрия – Нидерланды)








Джованни Франческо Барбьери, он же Гверчино (Guercino, 1591 – 1666, Италия)








Ян Массейс (Jan Massys, 1510 – 1575, Фландрия – Нидерланды)








Здесь, конечно, всё изображено очень схематично. Действие происходит на крохотном пятачке, и как же
там могли спрятаться старцы — большой вопрос. И служанок почему-то две, да ещё и уйти они не успели








А здесь у Массейса один из старцев — вполне еще крепкий дядька...


Якопо даль Понте (Jacopo Dal Ponte, он же Jacopo Bassano, 1510 – 1592, Италия)








Франс Флорис (Frans Floris, 1517 – 1570, Нидерланды)








Тут уже совсем какие-то... скажем так, альтернативные идеалы красоты отражены


Тинторетто (Tintoretto, он же Jacopo Robusti, Jacopo Comin, 1518 – 1594, Италия)








Всё бодипозитивнее и бодипозитивнее...


Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528 – 1588, Италия)








На обеих картинах Веронезе Сусанна смотрится, конечно, вполне
упитанной, но всё ж не до такой степени, как у Тинторетто.








Алессандро Аллори (Alessandro Allori, 1535 – 1607, Италия)








А тут старцы совсем уж далеко зашли. И, грешным делом,
создаётся впечатление, что Сусанна всё ж согласилась...


Хендрик Гольциус (Hendrick Goltzius, 1558 — 1617, Нидерланды)
Гольциус нарисовал целых 3 картины на тему Сусанны и старцев. Первую – в 1590-е, вторую – в 1607, третью – в 1615 году. Заметьте, что от одной картины к другой "бодипозитивность" героини всё возрастает. Видать, именно в этом направлении трансформировались с годами личные вкусы художника.




















Странно... а на скамеечку зачем улеглась? Мылась же! Ладно, если б сидела, а то ведь легла, непонятки какие-то...


Аннибале Карраччи (Annibale Carracci, 1560 – 1609, Италия)








Корнелис Корнелиссен (Cornelis Cornelissen или Cornelis van Haarlem, 1562 – 1638, Нидерланды)








На первой картине этого художника Сусанна кротко отвергает притязания старцев, а на второй — с возмущением.








Орацио Джентилески (Orazio Gentileschi Lomi, 1563 — 1639, Италия)








Ах, какие глазищи у Сусанны! Неспроста же старцы так повелись.
Чуть дальше будут еще картины дочери Орацио, Артемизии Джентилески.


Иоахим Юттеваль (Joachim Wtewael, 1566 – 1638, Нидерланды)








Джованни Бальоне (Giovanni Baglione, 1566 – 1643, Италия)








Джузеппе Чезари (Giuseppe Cesari, 1568 – 1640, Италия)








Хендрик де Клерк (Hendrick de Clerck, 1570 – 1630, Фландрия – Нидерланды)








Глядя на некоторые картины, в частности, на эту, не покидает ощущение, что Сусанна всё же согласилась, не?


Гвидо Рени (Guido Reni, 1575 – 1642, Италия)








Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577–1640, Фландрия – Нидерланды)








Ну, выражение "рубенсовские формы" стало крылатым, так что ничего иного от Питера Пауля в изображении Сусанны и не следовало ожидать.








Оттавио Марио Леони (Ottavio Mario Leoni, 1578 — 1630, Италия)








Питер Ластман (Pieter Lastman, 1583 – 1633, Нидерланды)








Бадалоккио (Sisto Badalocchio Rosa, 1585 – 1619, Италия)








Массимо Станционе (Massimo Stanzione, 1585 – 1656, Италия)








У этого художника Сусанна, пожалуй, впервые выглядит вполне стройной, и вообще, как-то по-современному.








Алессандро Варотари, он же Падованино (Alessandro Varotari, 1588 – 1648, Италия)








Джованни Франческо Гверьери (Giovanni Francesco Guerrieri, 1589 — 1655, Италия)








Геррит ван Хонтхорст (Gerrit van Honthorst, 1590 – 1656, Нидерланды)








Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi, 1593 – 1653, Италия)
Первая женщина-художница в нашей сегодняшней галерее Суссанн. Дочь Орацио Джентилески, представленного чуть выше. У Артемизии целых три картины на тему Сусанны и старцев, и на мой взгляд, художница с задачей справилась: персонажи на всех трёх полотнах выписаны ёмко, характеры переданы, и никаких неоднозначностей в толковании возникнуть не может.




















Клод Виньон (Claude Vignon, 1593 – 1670, Франция)








Якоб Йорданс (Jacob Jordaens, 1593 — 1678, Фландрия – Нидерланды)








Эта картина изумляет меня более всего, из всей подборки. Безобразны здесь все, и Сусанна, и старцы, и собачонка. Друг друга стоят.
Либо художник и впрямь так представлял женскую красоту, либо он прикололся, что более вероятно, судя по рожам старцев.


Антонис Ван Дейк (Antoon van Dyck, 1599 — 1641, Фландрия – Нидерланды)








Гвидо Каньяччи (Guido Cagnacci, 1601 – 1663, Италия)








Ян Брейгель Младший (Jan Bruegel de Jonge, 1601 — 1678, Фландрия – Нидерланды)








Андреа Ваккаро (Andrea Vaccaro, 1604 – 1670, Италия)








Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon Van Rijn, 1606 – 1669, Нидерланды)








На полотне великого художника у Сусанны вид какой-то заговорщический, да и смотрит она куда-то в сторону.
Такое ощущение, что в этой истории мы не всё знаем.


Саломон Конинк (Salomon Koninck, 1609 — 1656, Нидерланды)








Карло Франческо Нуволоне (Carlo Francesco Nuvolone, 1609 — 1662, Италия)








Маттиа Прети (Mattia Preti или il Cavaliere Calabrese, 1613 — 1699, Италия)








Якоб ван Лоо (Jacob van Loo, 1614 – 1670, Нидерланды)








Неизвестный художник XVII века фламандской школы








Иоганн Карл Лотт, он же Карлотто (Johann Carl Loth, 1632 — 1698, Германия)








Жан-Батист Сантерр (Jean Baptiste Santerre, 1651 – 1717, Франция)








Джованни Антонио Буррини (Giovanni Antonio Burrini, 1656 – 1727, Италия)








Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659 – 1734, Италия)








Николя Бертэн (Nicolas Bertin, 1667 – 1736, Франция)








Джованни Антонио Пеллегрини (Giovanni Antonio Pellegrini, 1675 – 1741, Италия)
У него две Сусанны.














Жан-Франсуа де Труа (Jean-Francois de Troy, 1679 – 1752, Франция)








Франс Бартоломеус Дувен (Frans Bartholomeus Douven, 1688 – 1726, Германия)








Болезнь Дауна?


Луи-Жан-Франсуа Лагрене (Louis Jean Francois Lagrenee, 1725 – 1805, Франция)














Питер ван Ханселер (Pieter van Hanselaere, 1786 — 1862, Бельгия)








Франческо Айец (Francesco Hayez, 1791 – 1882, Италия)








Пётр Васильевич Басин (1793 — 1877, Россия)








Жюльен-Леопольд Буальи (Julien-Leopold Boilly, 1796 — 1874, Франция)








Сусанны становятся всё ближе к современным представлениям о красоте, а старцы — всё карикатурнее


Октав Тассер (Nicolas Francois Octave Tassaert, 1800 – 1874, Франция)








Григорий Игнатьевич Лапченко (1801 – 1876, Россия)








Рафал Хадзевич (Rafal Hadziewicz, 1803 – 1883, Польша)








Иоганн Непомук Гейгер (Johann Nepomuk Geiger, 1805 – 1880, Австрия)








Здесь совсем простецкая Суссанна, прямо «тётя Мотя» какая-то


Антонио Мария Эскивель (Antonio Maria Esquivel, 1806 – 1857, Испания)








Доменико Индуно (Domenico Induno, 1815 – 1878, Италия)








Эдуард Ансен-Хофман (Eduard Ansen-Hofmann, 1820 – 1904, Нидерланды)








Фредерик Гудолл (Frederick Goodall, 1822 – 1904, Великобритания)








Гуго Мерле (Hugues Merle, 1823 — 1881, Франция)








На двух последних картинах Сусанна выглядит почти по-нынешнему, а старцев и вовсе не видно.


Эбенезер Кроуфорд (Ebenezer Crawford, ок.1830 – 1873, Великобритания)








Лауриц Туксен (Laurits Tuxen, 1853 – 1927, Дания)








Вопреки сюжету легенды, здесь почему-то присутствует служанка...


Франсиско Маура-и-Монтаньер (Francisco Maura y Montaner, 1857 – 1931, Испания)








Ловис Коринт (Lovis Corinth, 1858 – 1925, Германия)








Францишек Жмурко (Franciszek Zmurko, 1859 – 1910, Польша)








Макс Фурманн (Max Fuhrmann, 1860 — 1908, Германия)








Дьюла Торнаи (Gyula Tornai, 1861 – 1928, Венгрия)








Франц фон Штук (Franz von Stuck, 1863 – 1928, Германия)








Это не триптих, а три самостоятельные картины


Ричард Гейгер (Richard Geiger, 1870 – 1945, Австрия)








Теодор Байерл (Theodor Baierl, 1881 – 1932, Германия)








Томас Харт Бентон (Thomas Hart Benton, 1889 – 1975, США)








А тут уж не только Сусанна, но и старцы тоже приняли современный облик...


Пал Мольнар (Pal Molnar, 1894 – 1981, Венгрия)








Антонио Мария Нарди (Antonio Maria Nardi, 1897 – 1973, Италия)








В последнее столетие художники, как правило, даже и не пытались воспроизвести сюжет о Сусанне и старцах по академическим канонам. Каждый из художников, рождённых в XX веке, полотна которых будут представлены ниже, попытался передать своё оригинальное видение библейского апокрифа. Мы, безусловно, отнесёмся к этому с пониманием и не будем мелочно занудствовать по поводу несовпадений с классическим антуражем и общепринятым внешним видом персонажей этого — несомненно, занимательного и поучительного — сюжета.
Владимир Сабо (Vladimir Szabo, 1905 – 1991, Венгрия)








Лев Серафимович Котляров (1925 — 2007, Россия)








Вот тут, например, старца целых три. И, кроме того, а зачем одному из них бинокль?


Тед Сет Джекобс (Ted Seth Jacobs, 1927, США)








Оуэн де Лестар (Eoin de Leastar, 1955, Ирландия)








Алан Макдональд (Alan McDonald, 1962, Великобритания)
Сюрприз Сусанны для старцев








Игорь Самсонов (1963, Россия)








Здесь вообще старцев, как минимум, четверо... Но как же отощала Сусанна в сравнении с каноническим образом!


Джо Велез (Joe Velez, 1978, США)








Последняя работа, на мой взгляд, просто великолепна, и она вполне достойна того, чтобы завершить нашу сегодняшнюю антологию.

источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх