«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.
«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей», - писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carne vale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили "карнавал" следующим образом: carrus navelis - "потешная колесница, корабль праздничных процессий" и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.
Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мерия оплачивает им роскошный круиз.
Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже – в древние римские Сатурналии – ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.
Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали "отрываться" в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно "приросла" к лицу, что стала просто частью экипировки.
П. Лонго. В игорном доме.
"Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».
П. Лонго. В игорном доме.
П. Лонго. У зубного лекаря.
П. Лонго. Бегемот.
Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.
«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.
Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.
Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы "браво" бесприпятственно вершили свои черные дела.
«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».
В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:"Баста!" В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.
Д.Б. Тьеполо. Карнавал
На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца - свободен, нет - его ждет веселая смерть "на миру".
Дамы-зрительницы восхитительными, живописными "гроздьями свешивались" с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».
Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах - ридотто - играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.
Воздух был насыщен туманами , азартом, любовью, ревностью...
И кругом маски, маски, маски... Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.
Впрочем, любимая маска венецианцев - буата - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. К белой "личине" - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными "раками-медведями", пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.
А странное название "баута" - вымышленное чудовище, сродни нашим "буке" и "бяке".
К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.
Вольто - "гражданин" - простая маска в чем-то похожая на бауту.
Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально "едва торчащем" из воды.
Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.
Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани - парча, атлас, муар, изысканные благовония.
У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.
Моретта - "смуглянка" - самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.
Её обожал Казанова. Смуглая красавица - мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название - "Отрада мужей". Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.
Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.
Но Коломбина - это уже другая песня, другая история. Дель арте - комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.
Панталоне - венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.
Доктор - юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.
Бригелла - умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.
Арлекин - глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете - Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.
Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.
С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр – комедия масок – дар Венеции театральному искусству.
К. Гоцци
Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец – Карло Гольдони.
И вся эта компания - Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор - по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.
Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.
Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.
Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.
В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней .Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две - "19 век" и "Объединение Италии". Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы - 100-метровой колокольни собора святого Марка "слетает" Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски...
Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.
Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала - дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.
Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.
Свежие комментарии