На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ - богатырь русской живописи

 

 ВИКТОР ВАСНЕЦОВ  -  богатырь русской живописи

                                              (1848 - 1926)

Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.

В. М. Васнецов

 

        Виктор Михайлович Васнецов, старший  брат художника Аполлинария Васнецова, прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

        Его называли "истинным богатырем русской живописи". Это определение родилось не только благодаря образной связи с "богатырской" темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, "национального" направления в русском искусстве.  Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.  Хотя именно этот Васнецов - автор "Алёнушки", "Богатырей", "Ивана-Царевича на Сером Волке", широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, - вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.

        В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн.       Уже первые значимые картины художника «Чаепитие в трактире», а затем «Нищие певцы», «Книжная лавка»  заставили говорить о нем как о мастере бытового жанра, Однако позже художник посвящает весь свой талант работе с фольклорной тематикой, былинно-сказочным сюжетам.

       На музыкальных вечерах в доме Третьяковых Васнецов сосредоточенно слушал Баха, Бетховена, Моцарта. Позже он говорил: "Без музыки я, пожалуй, не написал бы ни "Поля битвы", ни других своих картин, особенно "Аленушки и Богатырей". Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки".

       В 1880 году он закончил одно из самых своих значительных полотен - "После побоища Игоря Святославича с половцами». Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию "Слова о полку Игореве". В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создать просветленную трагедию.   

       В картине "Три царевны подземного царства" один из характеров - третьей, младшей царевны - получит дальнейшее развитие в женских образах. Затаенная душевная печаль этой смиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах, и в вымышленных образах.  Поисками типа национальной красоты характеризуются многие портреты художника.    Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная - эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову "по духу" женщин - Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

       В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве.    Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе. Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляющ (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников - свыше 2000 кв. м), не имеет равных в русском искусстве всего XIX века.    Художник вложил в эту работу всю страсть и "тревогу" своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни.         Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве     Для Васнецова работа во Владимирском соборе была "путем к свету", путем постижения великих ценностей.        Ему было дано воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX - начале XX века.

     Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги.     Успех васнецовских росписей был огромен, хотя вокруг них долгое время не утихали яростные споры.     "Его душа рвется к небу, но прикреплена к земле", - сказал о Васнецове его искренний почитатель отец Сергий Булгаков, безоговорочно приняв его религиозную живопись.      Характерно сохранившееся в воспоминаниях мнение самого художника о своей деятельности в соборе, высказанное им уже в конце жизни: "Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг - это уже от гордости - технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта". Этот отзыв - мужественное признание мастера, считавшего, что "нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение

    "Изумительный труженик", "большой умник и разумник", Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой "символ веры" через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь.

www.centre.smr.ru/win/artists/vasnec_v/biogr_vasnec1.htm 

С квартиры на квартиру

Дубовая роща в Абрамцеве

Аленушка

Царевна-лягушка

Варяги

Гусляры

Гамаюн

Воины Апокалипсиса

Иван-царевич на сером волке

Илья-муромец (еще одно название картины Воин)

Кащей-бессмертный

Спящая царевна

Пемни радости и печали

Три царевны

Портрет Татьяны Мамонтовой

Боярышня (Мамонтова)

Портрет дочери художника Татьяны Викторовны

Портрет Е.А.Праховой

Портрет Куинджи

Сражение пересвета с Челубеем

После побоища Игоря Святославовича с половцами

Битва русских со скифами

Каменный век

Богоматерь (в русской ц. в Дармштадте)

Летописец Нестор

Алимпий живописец

 

Богоматерь с младенцем

Мария-Магдалена (в Дапмшадте) 

Спаситель (Мозаика)

Христос-Вседержитель

Крещение Руси

Архангел Михаил

Бог Саваоф

Снятие с Креста

Богоматерь Одигитрия

 

Распятый Христос

 

Единородный Сын Слово Божие

Правая часть триптиха "Гордость правоверных о Господе" во Владимирском Соборе

Левая часть триптиха

Центральная часть триптиха

Страшный суд

Страшный суд

Русские епископы

Преподобный Сергий Радонежский

Княгиня Ольга

Иван Грозный

Выставка Виктора Васнецова "Эскиы и росписи Владимирского собора в Киеве" отрыта сейчас в Москве в Третьяковской галерее.

  

  

Картина дня

наверх