На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    не впечатляетКанадский художни...
  • Владимир Алтайцев
    Интересные картины, мирные, ностальгические5.Детлев Ничке (Det...
  • Лидия
    В общем дело ясное, что дело тёмное. Как когда-то сказал Олег Табаков, хотя бы одним глазком посмотреть, что же тогда...Главная загадка ...

Максимилиан Волошин

Творчество М. А. Волошина универсально. Он проявил себя и как самобытный художник, и как поэт, переводчик, художественный и литературный критик.


 Интеллигенция России в первой трети XX в. имела в его лице уникального вестника, так сказать осмыслителя всех основных современных идей, явлений и тенденций в искусстве и литературе Европы и России.

Дом Волошина, построенный им в 1903 г. в Коктебеле, на восточном берегу Крыма, был центром притяжения для русской творческой интеллигенции того времени.

Исполняет: Boris Vetrov
Автор: Волошин Максимилиан
Музыка: Джузеппе Верди

 В собственном художественном творчестве Волошину удалось возродить традицию, уходящую корнями в японскую пейзажную гравюру, - новыми выразительными средствами воссоздать в акварели жанр пейзажа-медитации. Хотя Волошин около двух лет учился в Московском университете (1897-99), свои удивительно разносторонние знания он получил самостоятельно, в 1900-х гг. углубленно занимаясь в библиотеках Европы, слушая лекции в Сорбонне, путешествуя. В Париже он берет уроки рисования и гравюры у художницы Е.С. Кругликовой.

1.

 В годы ученичества Волошин стремится максимально расширить круг знакомств, он учится у всех. Он находится в центре художественной и интеллектуальной жизни Парижа и Петербурга. Среди важных знакомств тех лет - встреча с тибетским хамбуламой А. Доржиевым, теософами А. Р. Минцловой и А. Безант, антропософом Р. Штейнером.

2.

 С 1903 г. Волошин печатает свои репортажи в журнале "Весы" и газете "Русь". В дальнейшем он пишет статьи о живописи и поэзии для журналов "Золотое руно", "Аполлон", газет "Русская художественная летопись", "Утро России" и др. Общий объем его статей, которые и сейчас не утратили своей ценности, составляет не один том.

3. Испания. Пейзаж с кипарисами.
Размер: 31,6х47,4 см

 Период ученичества закончился в 1907 г., когда тридцатилетний Волошин, пройдя трудную школу враждовавших друг с другом столичных идей (хотя он никогда не участвовал в каких бы то ни было раздорах), принимает решение об отъезде в Коктебель.

 

4.


 С 1910 г. он много работает над монографическими статьями о К.Ф. Богаевском, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне, защищает в прессе художественные объединения "Бубновый валет" и "Ослиный хвост".

5.

 В 1912 г. в связи с нашумевшим покушением на картину И.Е.Репина "Иван Грозный и сын его Иван" Волошин выступает против натурализма в искусстве, против изображения насилия. В 1913 г. выходит его брошюра "О Репине", и редакции большинства журналов закрываются перед ним. Общественность восприняла его выступление как личный выпад против Репина - мэтра и академика, почитаемого публикой. Однако в 1914 г. выходит книга статей Волошина о культуре "Лики творчества". В 1916 г. он работает над монофафией о В. И. Сурикове - одной из лучших книг о художнике по силе проникновения в суть его творчества.

6.

С годами в жизни Волошина все большее место занимает живопись. С лета 1913 г. он осваивает технику темперы, в 1914-м пишет первые этюды акварелью: "Испания. У моря", "Париж. Площадь Согласия ночью" и др. В июле 1914 г. едет в Швейцарию - в Дорнах, под Базелем, где принимает участие в строительстве антропософского храма Гетеанума.

7.

 Еще одним важным фактом смелости и честности гражданской позиции Волошина является его письмо (1914) военному министру России с отказом от военной службы и участия в кровавой бойне Первой мировой войны по причине несовместимости призвания поэта и художника с насилием над человеком. Он давно предвидел, что России суждено первой ступить на путь великого испытания, и поэтому принял Октябрьскую революцию без паники, мудро, сострадательно, с готовностью помочь каждому, кто нуждается в поддержке, - независимо от его политических убеждений. Так, не раз в Коктебеле в своем доме он укрывал от преследования и белых, и красных, не питая ненависти ни к кому.

8.

 Еще в начале 1917 г. Волошин выступил с проектом создания Всероссийского союза художников в статье "Гильдия Святого Луки", в которой звал художников перед грядущим испытанием объединиться на принципах доброй воли, чтобы культура могла противостоять надвигающемуся хаосу. Дом Волошина, завещанный впоследствии Союзу советских писателей, являлся местом, куда стекалась литературная и художественная молодежь, где она получала понимание хозяина и мощный творческий импульс. 
Очень тонко и мягко Волошин умел найти ключик к каждому, ненавязчиво помочь ему, направить талант к светлому и доброму. Игра, театр, добрые шутки, шумные сборища и уединенные вечерние беседы с хозяином - такова неповторимая атмосфера волошинского дома. В солнечной колыбели уютной коктебельской бухты только слепой и глухой от рождения мог не взяться за кисть или перо.

9.

 Каждая акварель Волошина - а он часто дарил их своим друзьям и даже не очень близким людям - несет частицу света, мудрости и любви. Создавая их на протяжении многих лет, художник размышлял о соотношении четырех стихий: Земля, Вода, Воздух и Огонь (Солнце, звезды), о глубинном смысле Космоса. Почти каждый реальный или фантастический пейзаж увиден как бы с точки зрения Творца, поэтому стихии в акварелях Волошина - море, холмы, небо, облака, - сохраняя свою плотность и "фактуру", светопроницаемы и светоносны ("Два дерева в долине. Коктебель", "Пейзаж с озером и горами", оба 1921; "Розовые сумерки", "Холмы, иссушенные зноем", оба 1925; "Лунный вихрь", "Свинцовый свет", оба 1926, и др.).

http://www.artsait.ru/art/v/voloshin/main.htm

http://www.maxvoloshin.ru/gallery/

10.

11. Радужная ночь.
Год: 1928.

12.

13.

14.

15.

16.

17. Ореолы облаков.
Год: 1928.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

http://www.liveinternet.ru/users/4468278/post197206358/

26.

27. Коктебель.
Год: 1929.

28.

29. Библейская земля

30. Громады дымных облаков.
Год: 1929.


31. Лунное безмолвие. 
Год: 1930.

32.

33.

34. Шторм у Топрак-Кая.
Год: 1924.

35. Восход луны встречали чаек клики.
Размер: 18x27 см.
Год: 1926. 
Симферопольский художественный музей

36. С Меганома.
Год: 1926.

37. Заливы гулкие земли глухой и древней.
Размер: 24,5x35 см.
Год: 1928. 
Симферопольский художественный музей

38. Лунное видение.
Год: 1928.

39. Настороженная земля.
Год: 1928.

40. Не в свитках бурь...
Год: 1928.


41. Пейзаж.
Год: 1929.


42. Ведет сквозь волны и туманы
мой лунный одинокий путь.

Размер: 17х32 см.
Год: 1929. 
Феодосийская картинная галерея
им. И.К. Айвазовского

43. Коктебель.
Год: 1929.

44. Холмы из мрамора и горы из стекла.
Размер: 26,6x35,9 см.
Год: 1929. 
Феодосийская картинная галерея
им И.К. Айвазовского

45. Вид Коктебеля. 
Год: 1931.

46. Карадаг в облаках

47. Карадаг на рисунке М.А. Волошина

48. Крым. В окрестностях Коктебеля. 
1910-е.

49.

50.

Максимиллиан Волошин

Коктебель

Как в раковине малой — Океана Великое дыхание гудит, Как плоть ее мерцает и горит Отливами и серебром тумана, А выгибы ее повторены В движении и завитке волны, — Так вся душа моя в твоих заливах, О, Киммерии темная страна, Заключена и преображена. С тех пор как отроком у молчаливых Торжественно-пустынных берегов Очнулся я — душа моя разъялась, И мысль росла, лепилась и ваялась По складкам гор, по выгибам холмов, Огнь древних недр и дождевая влага Двойным резцом ваяли облик твой, — И сих холмов однообразный строй, И напряженный пафос Карадага, Сосредоточенность и теснота Зубчатых скал, а рядом широта Степных равнин и мреющие дали Стиху — разбег, а мысли — меру дали. Моей мечтой с тех пор напоены Предгорий героические сны И Коктебеля каменная грива; Его полынь хмельна моей тоской, Мой стих поет в волнах его прилива, И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой. 6 июня 1918
http://www.rupoem.ru/voloshin/all.aspx

http://www.stihi-rus.ru/1/Voloshin/

http://slova.org.ru/voloshin/index/

Песня "В эту ночь я буду лампадой..." на стихи М. Волошина. Исполняет автор, Павел Можаев, на презентации сборника "Серебряные строки" в поэтическом клубе КГМУ "Вдохновение" 10.12.2009.

Русь изначальная. Поэма для хора и оркестра русских народных инструментов. Э.Виторган, чтение.


Картина дня

наверх