Последние комментарии

  • Ингерман Ланская
    муже-бабыСоветские красавицы. Все особенности жизни страны отразились в картинах, написанных в тот период.
  • Tanya Tarhova
    Спасибо!Четыре великих австрийских композитора, которых нельзя не знать
  • Tanya Tarhova
    И этот замечательный портрет пожилого льва Самые яркие художники-анималисты

Валерий Маковой. Лирическое восприятие мира. Часть 1-я.

Валерий Маковой. Фотопортрет

Художник -  это
не профессия, это образ жизни. Для достижения высокого уровня профессионализма
надо упорно трудиться и постоянно учиться. Валерий Георгиевич Маковой – великий
труженик и художник широкого творческого диапазона. Он работает во многих
жанрах  изобразительного искусства:
пейзаж, портрет, марина, натюрморт, книжная графика, монументальная живопись.


Художник пишет маслом, акрилом, создаёт гравюры на дереве и пластике,
занимается аэрографией, постоянно совершенствует технику акварели…  Что бы ни писал Валерий Георгиевич, во всём
ощущается его увлеченность, влюблённость в то, что он видит и что  хочет закрепить на холсте. Художнику
удаётся  заразить зрителей своих картин умением в привычном и повседневном открывать исключительное, отрадное,
прекрасное…

Валерий Георгиевич Маковой родился 4 июня 1953 г. в
посёлке городского типа  Белая Берёзка вТрубчевском районе Брянской области, что на левом берегу реки Десны

Места родные

«Почти у каждого из нас остались в памяти ещё с детства лесные поляны,
засыпанные листвой, пышные и печальные уголки Родины, что сияют под нежарким
солнцем в синеве, в тиши безветренных вод, в криках кочующих птиц. В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по
самому ничтожному поводу  -  хотя бы от мимолётного пейзажа,  мелькнувшего за окнами вагона,  -  и
вызывают  непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить всё  – города, заботы, привычный круг

людей -  и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озёр, на лесные дороги,  где каждый звук
слышен так ясно и долго,  как на горных вершинах, будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябины»…

(Константин Паустовский)



Туманы России.
Бумага/акварель

«Акварель исполнена по
моим воспоминаниям и фото во время моего путешествия на Родину, пос. Белая
Берёзка Брянской области. Раннее утро, легкий рассвет, туман вдоль дороги близ
городка Починок привлёк моё внимание, и, через несколько дней, уже в гостях,
я написал этот сюжет».

Заря светла. Былое шевеля,

Ведёт меня тропинка полевая.

Живут и без меня мои поля,

Меня не помня и не упрекая.

А я без них порою не могу.

И потому-то, может, нелегко мне,

Что каждый куст и тропку на лугу

Храню в душе и ежечасно помню…

(Владимир Чугунов)

Дорога к храму

« «Дорога к храму» -
это  зимний пейзаж, исполненный по сюжету
с моей Родины, пос. Белая Берёзка 
Брянской области»...

Интересная композиция.
Линия горизонта делит полотно почти на равные части. Там, где небо сходится с
землёй, и стоит церковь. И дорога к ней пролегает через большое заснеженное
поле. Есть время, чтобы о многом, о важном подумать, когда идёшь к храму по
снежной равнине под высоким небом.

Вербная роща. Осень

«Вербная роща на моей
Родине вблизи пос. Белая Берёзка Брянской области. Живописно-графическое
очертание стволов этих деревьев всегда привлекало моё внимание (есть этюды). По
приезде  всегда посещаю это место для
сбора материала. Особенно красиво и необычно во время разлива р. Десны».

«Ты», - дереву промолвил

                             Человек,

И прикоснулся он к стволу

                             Щекою.

И что сравнится с радостью

                              Такою?

В нём цельность мира вспыхнула

                              Навек.

«Будь! – дереву сказал он. –

                              Все умрут.

Ты – семечко из рук моих

                             Расти же

И сквозь меня! И пусть,                             
                               Склоняясь ниже,

Знамёна туч в бессмертие плывут».

(поэтесса Светлана  Йовенко)

Рыжая зима на р. Десне, бумага/акварель,
2013

Переправа-мост через р. Десну.
Этюд. Картон-ДВП/масло,
2006

«Переправа-мост перед поселком Белая Березка
Брянской области. Единственное здесь место-приграничье Украины и России. Во время
паводка реки Десны (разлив воды на много верст вокруг) нет возможности
добираться кратчайшим путем людям, имеющим родственников по обе стороны реки.
Все ждут  ухода большой воды, чтобы снова
и снова,  из года в год наводить
переправу. Место очень живописное»…

Строительство пос. Белая  Березка. 80-е годы. Этюд. Картон/масло, 1986

«Когда-то активно строилось жильё для жителей поселка.
Подъёмные краны являлись своеобразным 
«барометром»  благополучия.  Работал деревообрабатывающий комбинат,  дававший работу всем…  Где это сейчас?… Грустно»…



"Труба дымит... - значит есть работа. Реалии сегодняшнего дня". Картон/масло, 1999.

Мостик из моего детства.

Первый улов. Бумага/акварель, 2012

«Натюрморт с речной рыбой.
Исполнено с натуры, бумага Arches,40*28 см. Подарен  родным во время моего приезда на Родину в
апреле 2012 г. Неплохо вписалась в интерьер кухни».



     
«Церковь, построенная на
средства прихожан в 90-х годах в родном поселке Белая Берёзка Брянской области.
Акварель»

Весна на р.Десне.Банзонка. Картон/масло, 2012

…Река мерцает в тишине с

                     Раздумьями на дне:

Она совсем, она совсем не

                     Помнит обо мне.

(Лев Смирнов)

Мой ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ
РИСОВАНИЯ. Станислав Сергеевич Хмелев - учитель белоберезковской средней школы.

Завершив
в 1971 году учебу в школе, Валерий Маковой служил в армиив  Риге – в стройбате.

В 1974 году посещал изостудию Юрия Ивановича Циркунова,
учился на подготовительных курсах при Академии художеств Латвии.

«Я вспоминаю своего учителя Юрия Ивановича Циркунова, светлая ему память! Сколько
он возился в изостудии с нами… Добрый, отзывчивый, понимающий наши неокрепшие
души,  лепил нас, пластилиновых, с тактом и уважением к каждому начинающему
художнику… Мне, графику, он дал многое от живописи: технику мазка,
лессировку, цветоведение и многое другое… ».

В 1977 г. Валерий Маковой поступил на
факультет графики Латвийской Академии художеств.

В  художественный мир
Латвии юноша  из небольшого городка на
Брянщине с поэтическим названием Белая Березка ворвался стремительно. Уже на
первом курсе Латвийской художественной академии, где он учился на факультете
графики, его гравюру «Старая Рига» выбрал для украшения своей обложки самый
престижный журнал конца 1970–х — «Лиесма».

Старая Рига. Гравюра на линолеуме

Уголок старой Риги. Гравюра на дереве

 На 3-ем курсе избрал специализацию «плакат».
Диплом защитил в 1983 г.

Специальность — художник-график-педагог.

 Персональные выставки работ
Валерия Георгиевича устраивались уже в студенческие годы.

После окончания вуза Валерий Маковой получил работу ведущего художника–оформителя на знаменитом 
парфюмерно-косметическом предприятии «Дзинтарс», о чем тоже могли только мечтать многие
начинающие живописцы.

Первой его страстью стала книжная
иллюстрация.   Заказов на изобразительно-графическое оформление
книги поступало много. Свыше 60 книг украшают гравюры Валерия Георгиевича. Но
сам художник считает лучшими иллюстрации к приключенческому роману Рафаэля
Сабатини «Одиссея капитана Блада».

Книжная графика

Книжная графика – особо тонкое искусство. Она
по-своему дополняет писателя, помогает читателю раскрыть новые глубины
произведения.



Оригинальная (готовая)
обложка книги. Авторская гравюра на пластике. Серия ,,Сеятель,,.
Калининградское издательско-полиграфическое предприятие ,,Янтарный сказ,,.
Тираж - 10000 экз., 1995.

 «Мне была
поручена разработка концепции книги «одиссея капитана Блада». Авторские гравюры
были исполнены в технике гравюры на пластике, отдельные гравюры в 2-3 цветах».

Портрет писателя Р.
Сабатини. Авторская гравюра на пластике.

Иллюстрация к главе 1 книги ,,Одиссея капитана Блада,,

Иллюстрация к главе 5

Иллюстрация к главе 7

Иллюстрация к главе 15


"Одиссея капитана Блада". Иллюстрация к 33-й главе.

Гравюра на пластике. Концовка книги. Эстамп.

http://corsairs-harbour.ru/artgallery.php?album_id=76

Есть книги, в которые влюбляешься на всю жизнь. Такова «Одиссея
капитана Блада» Рафаэля Сабатини  — один
из самых захватывающих романов в мировой приключенческой литературе.  Питер Блад -
образ романтического благородного разбойника, пирата с представлениями о чести и
достоинстве. К этому роману обращались многие иллюстраторы: В. П. Высоцкий,  Г. Б.
Праксейн, Э. Ю. Коляденко, И. Л. Ушакова, Г. Новожилов…

Валерию Маковому удалось по-своему взглянуть на героев и события книги.  В его иллюстрациях  читателю открываются новые
грани знакомого сюжета. Иллюстрации Валерия Макового  отличаются композиционной выверенностью,
смелым обобщением формы, лаконичностью и в то же время
монументальностью, точностью психологически обусловленных поз,  отточенностью силуэтов, отказом от мелочей, от
перечисления подробностей   в пользу концентрации внимания на главном.  Образы
героев драматизированы, экспрессивны.   Самые разные фактуры, весомость фигур и предметов, сюжетное напряжение

передаются с помощью  энергичного, волевого, динамичного гравюрного штриха.

Валерий Георгиевич Маковой участник многих коллективных,
персональных и международных выставок. Его работы находятся в частных
коллекциях США, Ирландии, России, Украины, Белоруссии, Латвии, Израиля.

В 1990-м художник впервые участвовал в
международной выставке в Москве, посвященной освоению космоса.

Гравюра в 3-доски, триптих, ксилография на пластике. Работа участвовала
в Международной выставке «Космос и мы»  в
Москве в Центральном доме художников в 1990 г.

Неисчерпаемый
источник вдохновения находит художник в природе Латвии, в привлекательной
старине зданий и улочек Риги…

Латвия. Рига. Море.

Старый дом в Риге. Холст
/ Масло, 1990

«Бывшая усадьба хозяина кожевенного завода в буржуазной Латвии. Ранняя проба живописи в технике импрессионизма». 

Возьми свою каравеллу,

 Поезжай открывать для себя свою Ригу

 Открывай её каждый день.

 Каждый день – одну Ригу,

 Но всё равно для этого не хватит

 Тебе своей собственной жизни,

 Многое будет оставаться непознанным,

 И это останется твоим детям

 И детям твоих детей,

 Только у тебя должна быть

 Такая огромная любовь, 

 которая сделает тебя сильным,

А Ригу - бесконечной.

(Оярс Вациетис)

Дни искусства в Старой Риге.  Холст/масло, 1986

В солнечном пейзаже  передано
деловитое и радостное оживление города. Художник  прекрасно чувствует структуру городского
пейзажа. Архитектура в его работах воспроизведена точно, и в то же время она
живописна и декоративна.

Старая Рига. Картон/масло.

Балтийское море

Свежий ветер.Рижский залив. холст/масло

Как мне близок и понятен
Этот мир – зеленый, синий,
Мир живых, прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.

(Максимилиан Волошин)

Настроение природы.

Так называлась выставка в Доме Москвы в Риге.

Из гула рождаются краски,

Из звука рождается цвет.

Природа плетет без развязки

Один бесконечный сюжет…

(Давид Самойлов)

Чем объяснить привязанность художника к природе? Почему он становится пейзажистом? Может быть потому, что ему
свойственно лирическое восприятие мира, а жанр этот более, чем какой-либо
другой, позволяет художнику говорить языком чувств. С помощью художника мы с
особенной остротой начинаем ощущать прелесть яркого весеннего солнца, тёплую благодать
летнего дня, аромат лугов и полей, красоту заснеженных деревьев
и свежесть морозного воздуха…  Пейзажная картина может
навести зрителя на мысли о вечном: о бренности существования и о счастье «жить,
думать, чувствовать, любить»…

Природа – это огромный мир, и Валерий Маковой
находит в нём свои темы и образы. Через природу мы познаём себя:

…Молочный брат листвы и трав,

 Глядишься в зеркало природы,

 В ее лице свое узнав.

(Арсений Тарковский)

Пейзажи Валерия Макового, то светлые, пастельные, то яркие, насыщенные полнозвучным
цветом, написанные как бы на одном дыхании, привлекают свежестью чувства,
мягким лиризмом, гармоническим восприятием природы.

Весна пришла. Река  Олекте. Бумага/акварель, 2012

«Живописный уголок.  Пробуждение природы.  Подсмотрено на речушке Олекте. Рига. Латвия».

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

(Фёдор Тютчев)

Мартовский снег. Весна. Этюд.  Картон/масло, 2011

       Шире, грудь, распахнись для принятия

       Чувств весенних - минутных гостей!

        Ты раскрой мне, природа, объятия,

       Чтоб я слился с красою твоей!       
(Иван Бунин)

Весеннее половодье. Разлив на реке Десне. Бумага/карандаш, 2009

Художник присматривается
к дереву, изучает его частности и детали, изображает его во всех подробностях,
«портретирует». Тщательно прослеживаются все изломы расщеплённого ствола,
прихотливые извивы ветвей, игра отражений, разнообразие фактур…В 
авторских интонациях нет драматизма… Но сама модель с «руинами коры» и
«обнажёнными мышцами ствола» заставляет сердце сжаться.

Сумерки. Этюд 90-ых. Масло

…В воде опрокинулся лес,

 Зубцами вершин он в заре потонул,

 Меж двух изгибаясь небес.

(Афанасий Фет)

Приближение грозы. Этюд.

«Этюд с натуры.
Местечко на р. Даугаве, вблизи нового Южного моста в левобережье Риги.
Завершено в мастерской в связи с разразившейся стихией, мощным дождём и
сверканием молний».

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил её края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Всё сердитей и смелей.

(Фёдор Тютчев)

Камыши.р Даугава.Латвия. Бумага/акварель,  2008

«Этюд, написанный с натуры на берегу
р.Даугавы(Двины).Вдали виднеется телевизионный центр в Риге».

«Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы
густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Тёмные краски
лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет
земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже,
чем летом»...

(Константин Паустовский)

Вечереет. Река Десна. Этюд. Картон/акрил,  2005

Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звезды далекие

И улыбается небу земля…

(Сергей Есенин)

Утренний свет. Пробуждение леса.

…Над ворохами жухлого листа,

Все целомудренней и откровенней

Деревьев проступает нагота.

(Вадим Шефнер)

Этюд. Река Олекте. Латвия. Бумага/акварель, 2009

Трескучий мороз. Река Кекавиня, Латвия. Бумага/акварель, 2009

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
(Сергей Есенин)

Зимние пейзажи художника сияют  жемчужными переливами цвета. Зачарованные
 в снежной пелене леса и стылые реки завораживают.

Зимнее состояние.Этюд. Бумага/акварель, 1990

     Облака там нежней и белей,

     Глубина  бесконечна, светла...

     И доносится мерно с полей

     Над водой тихий звон из села.

    (Иван Бунин)

Окончание здесь 

http://art.mirtesen.ru/blog/43654558513/Valeriy-Makovoy.-Liricheskoe-vospriyatie-mira.-CHast-2-ya.-Okonc

 

 

Популярное

))}
Loading...
наверх