На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Николаевич
    К. Коровина очень люблю, а про П.Коровина впервые слышу. СпасибоПётр Коровин «С п...
  • Grandad
    О каком живописце речь?Легкий эротизм и ...
  • Сергей Дмитриев
    Инсинуации вокруг жизни и смерти Христа продолжаются уже 2024 года, который тоже одним боком - счастливый номер. Стат...Главная загадка ...

Йенни Нюстрём-JENNY NYSTROM (SWEDEN, 1854-1946)

АукционноЖанровоПортретное, преимущественно в акварели... Jenny Nystrom (Sweden, 1854-1946) - автор популярного рождественского гнома "Нисси".

 

 

 


























































8896_133960921380 (300x408, 62Kb)Дженни Евгения Нистрём (Jenny Eugenia Nyström, 13 июня или 15 июня 1854 в Кальмар, Швеция - 17 января 1946 года в Стокгольме) - шведская художница и иллюстратор многочисленных открыток и обложек журналов, автор популярного фольклорного образа – рождественского гнома «нисси», который изображен на более чем 1500 иллюстрациях и настоящее имя которого «Юлтомтен» (Jultomten).
Дженни родилась в маленьком шведском городке Калмар, как написано в книге о ней, «когда плодовые деревья были в полном цвету». Детство девочки было счастливым и беззаботным. Ее отец, регент церкви и школьный учитель музыки, Даниель Нистрём баловал дочь. В одной из биографий упоминается, что в семье Нистрёма было четверо детей.
В 1862 году восьмилетняя Дженни с родителями переехала в Гетеборг, где отец получил более оплачиваемую работу, он был назначен старшим преподавателем в средней школе. Отъезд из родного города стал для девочки одним из печальных дней детства.
1_Санта-Клаус с подарками на Рождество_25 x 38_бумага, гуашь и акварель_Частное собрание.jpg
67066612_nystrom (406x698, 133Kb)Позже художница вспоминала: «Отъезд из Кальмара стал для меня печальным событием. Я обошла весь дом и сад и сказала «до свидания» каждой вещи, пообещав помнить о них всю жизнь». Новый город девочке не понравился, она долго не могла найти новых друзей, но через год Дженни пошла в начальную школу, где появились друзья, и проявился интерес к рисованию.
В 1865 году, в 11 лет, Дженни поступила в Школу изобразительных искусств при городском музее Гетеборга (Konsthögskolan Valand). Уже в Школе Дженни показала себя талантливой ученицей.
Девочка прилежно и усердно училась, принимала участие в школьных выставках, где на ее творчество обратил внимание губернатор Гетеборга Альберт Эренсверд (Albert Ehrensvärd), портрет которого Дженни позже напишет маслом.
Губернатор поспособствовал тому, что в 1873 году, после окончания Школы, Нистрём была направлена на обучение в Королевскую Академию искусств в Стокгольм. В Академии Дженни изучала искусство в течение восьми лет. Губернатор же и представил молодую художницу с кругом художников академического уровня. Эти знакомства имели для девушки большое значение, поскольку, благодаря им, Дженни смогла получать заказы на картины.
Не смотря на то, что отец всячески поощрял учебу дочери и помогал ей, как мог, биографы пишут, что девушка приехала в столицу из не очень богатой семьи (возможно по столичным меркам!), поэтому ей приходилось самой платить и за еду, и за материалы для картин, и за аренду студии, и даже за немногочисленные развлечения. Дженни была вынуждена зарабатывать деньги, и заказы явились необходимым условием для того, чтобы она могла позволить себе продолжать учиться.
2_Санта-Клаус, приносящий удачу_13,5 x 20_бумага, гуашь и акварель_Частное собрание.jpg

Санта-Клаус, приносящий удачу бумага, гуашь и акварель Частное собрание

jenny nystrom-944297 (373x700, 139Kb)Рождение персонажа «нисси», которое позже назовут чудом, произошло в 1871 году, когда Дженни было всего 17 лет. В это время она училась в Школе изобразительных искусств Гетеборга.
В декабре этого года в рождественском выпуске торгово-морской газеты была напечатана рождественская история (на Западе очень популярны до сих пор подобные Christmas Carol) под названием «Приключения маленького хохолка в канун Рождества» (Lille Viggs äventyr på julafton), написанная Виктором Ридбергом. Еще эта сказка в интернете называется «Томте» или «Маленькие приключения Томте на Рождество». История маленького эльфа так понравилась Дженни, что она решила ее проиллюстрировать. В результате, уже учась в Стокгольме, Дженни показала автору сказки свои семь рисунков к его сказке, и в 1875 году издателем Торстеном Хедлундом было выпущено отдельное издание сказки уже с иллюстрациями Нистрём. Позже эта книга переиздавалась пятнадцать раз и была переведена на несколько языков. Ридберг вспоминал, что «эти рисунки удивили меня тем, что были выполнены уверенной рукой, с хорошей фантазией и минимальными средствами для полного выражения образов».
Несколько лет спустя, 19 февраля 1881 года в «Новой Иллюстрированной газете» впервые была опубликована поэма Виктора Ридберга, к которой Дженни уже специально написала иллюстрации. Вот тогда и произошло рождение новогоднего гнома, который со временем видоизменялся, пока не превратился в знакомого всему миру «нисси».
73k7afmtcnzexnjw9q7v1oi03.jpg
jenny nystrom, syrenprinsessan, 1904, akvarell, 56 x 38 cm (309x480, 24Kb)Ну, а пока Дженни учится в стокгольмской Академии и мечтает, как и все художники ее поколения, о Париже. Но девушка понимала, что для этого нужно победить в конкурсе Академии и получить стипендию. И в 1881 году Дженни добивается этого. Ее дипломная работа «Юный Густав Васа перед королем Гансом» (Gustav Vasa som barn inför kung Hans) выигрывает Золотую медаль Академии и две тысячи шведских крон из специального фонда поддержки, что и составляет ее стипендию для продолжения обучения. Наконец, она сможет поехать в Париж!
Итак, в конце 1882 года Дженни приехала в Париж. И поскольку в Национальную Академию художеств в этом году принимали заявления только от соискателей-мужчин (оказывается, и такое практиковалось в самом знаменитом художественном заведении Франции!), то Нистрём поступила в Академию Коларосси, а позже и в Академию Жюлиана, где были более лояльны к женщинам-художницам.
В Париже Дженни училась с 1882 по 1886 год. Она понимала, что для того, чтобы стать признанным художником, необходимо попасть на выставку Салона и получить доброжелательное мнение если не членов жюри, то хотя бы критики. Для этой цели Дженни усиленно работала, много писала, и в 1884 году ее мечта сбылась. Именно в этом году художница дебютировала в Салоне со своим автопортретом, написанным маслом, ее заметили и оценили.
jenny nystrom-944297.jpg
8615799a7bbdff46890ea210323fff72 (349x545, 49Kb)

 

Но главным «открытием» художницы в Париже стало то, что она открыла важность рынка почтовых услуг. Вернувшись в 1886 году в Швецию, Дженни сразу же предложила издательскому дому «Bonnier» выпускать почтовые открытки. Издательство сначала отклонило предложение художницы, но под напором ее рассказов о том, что почтовые карточки завоёвывают сердца людей по всему миру, что у издательства будут радужные перспективы и неплохой доход, «Бонье» сдалось, и, в конечном итоге, Дженни Нистрём стала самым популярным шведским иллюстратором почтовых открыток.
В 1887 году Дженни в возрасте 33 лет вышла замуж. Ее избранником стал член известной семьи художников, студент-медик Даниэль Ступендаль (Daniel Stoopendaal). Кто-то из биографов утверждал, что выбор пал на Даниеля, поскольку его звали так же, как и отца Дженни. Среди родственников Даниэля были известные в Швеции художники Фердинанд Ступендаль (1850 - ?), Вильгельм Йохан Ступендаль, Георг Ступендаль (1866-1953), Эбба Ступендаль и Мосс Ступендаль (1901-1948). Сам Даниель был назван в честь своего прадеда – известного картографа Даниеля Ступендаля.
dcb1de2feb56t.jpg
cerises (447x700, 41Kb)

 

Познакомились молодые люди в начале 1880-х годов, когда Дженни еще училась в Стокгольме и арендовала студию в отеле «Брункеберг», где в тишине спокойно работала над картинами и иллюстрациями. Затем Дженни уехала учиться в Париж, Даниель остался в Стокгольме, но осенью 1884 года, во время короткого приезда Дженни домой, они обручились. Два года спустя Дженни оставила Париж и вернулась в Стокгольм, чтобы жить вместе со своим будущим мужем. Свадьба состоялась, как было сказано, только три года спустя.
Вскоре после этого замечательного события Даниель должен был завершить свое медицинское образование, но диплом ему так и не удалось получить. Он не смог закончить обучение по состоянию здоровья, поскольку у юноши начал прогрессировать туберкулез.
В результате ответственность за содержание семьи в значительной степени легло на Дженни, и ей пришлось работать за двоих. Со временем Дженни стала единственным кормильцем семьи, поскольку Даниеля часто госпитализировали для лечения и поддержания сил. Когда же мужу становилось лучше, он брал на себя все коммерческие и издательские дела Дженни. А потом 25 июня 1893 года родился сын Курт.
1453680.jpg

Тяжелая финансовая ситуация в семье, больной муж и смерть новорожденной дочери легли тяжелым бременем на плечи Дженни, но она никогда не жаловалась на свое положение.
В 1927 году Даниэль скончался, что стало огромным ударом для художницы.
После окончания школы Курт решил воплотить в жизнь девиз мальчиша Кибальчиша – «то, что отцы не допели – мы допоем», и поступил на медицинский факультет университета. Но на предпоследнем курсе он бросил учебу и решил стать художником, чтобы продолжать «семейный бизнес».

5tjuqymu29k8186p61onc8he6.jpg

Его двоюродный брат Георг Ступендаль, который тоже в начале ХХ века занялся иллюстрациями открыток, убеждал «витязя на перепутье», что открытки - хороший источник дохода. В результате Курт поступил в художественную школу Карла Вильгельма в мастерскую известного художника-графика Калеба Алтина (Caleb Ahltin, 1866-1919).
После окончания школы Курт долгое время работал художником-оформителем. В 1933 году Курт Ступендаль сделал первые шаги в качестве иллюстратора для издательства «Аксель Элиассон», и этот дебют был так успешен, что в следующем, 1934 году издательство заключило с ним договор на иллюстрирование именно почтовых открыток. Вскоре рождественские открытки стали основным и прекрасным источником дохода семьи.

Курт работал под именем «Курт Нистрём», и даже его автограф был похож на подпись матери, что сейчас затрудняет персонификацию многих работ.
Курт Нистрём-Ступендаль умер в Стокгольме 27 июля 1965 года в возрасте 72 лет.

5_1920-е_Пять гномов и медведь с подарками_41 x 31_бумага, акварель_Частное собрание.jpg

Первые почтовые открытки с рисунками Джейн вышли уже в 1887 году, это были сказочные иллюстрации к сказкам (Золушка, Спящая красавица, Красная Шапочка и др.).

8x1siar93wjl3c0wl728iu1jq.jpg
2dweju3acau93ghd0kdwvantj.jpg
8ksobjryo2ig2lg37fudnycx3.jpg

С 1897 года рисунки для почтовых открыток были поставлены «на поток». Искусствоведы пишут, что художница презирала деньги, возможно, потому, что их приходилось все время зарабатывать для семьи и на лечение мужа. Нередко ей приходилось брать деньги в долг, и часто она отдавала свои картины в качестве оплаты. Что значит «экономить на всем», Дженни знала не понаслышке!

534vg1dxtn2wq8swdtlyz6f1y.jpg
yj4b4c0euof575ixcpowik23n.jpg
frq3kecdg7fgazugtqa3edhus.jpg

Из-за поточного производства работ Дженни не раз приходилось выслушивать в свой адрес критику, мол, «свое творчество она поставила на коммерческие рельсы, не заботясь о качестве и высокохудожественности». Художница, конечно же, была расстроена такими оценками, но она требовательно относилась к себе, много работала «над ошибками», много времени тратила на самообразование, и вскоре мотивы ее картин стали изысканней, а исполнение – качественней.

913eksg4y5j8ewl34a7asw6ng.jpg

В 1900 году Дженни совместно с автором – учительницей Анной Сьёстранд опубликовала учебник для школы «Пятьдесят маленьких историй, пересказанных для школы» (50 småhistorier, till återberättande i skolan). Книга содержала рассказы и басни и была очень красиво иллюстрирована черно-белыми рисунками Нистрём. Этот учебник повторно издавался в новых редакциях в 1907 и 1921 годах, и в настоящее время используется в школах в качестве книги по чтению.

Безусловно, основной темой творчества художницы стали открытки – к Рождеству и Пасхе, другим праздникам и просто тематические. Открытки с работами Дженни издавались в Дании, Финляндии, Норвегии, Германии и даже в Соединенных Штатах. Искусствоведы отмечают, что в рамках этого «почтового» жанра, Нистрём была самым известным автором Швеции.
Но параллельно Дженни пишет акварели и пастели, пишет маслом (но очень редко), делает постеры для газет и журналов, иллюстрирует книги для детей и взрослых. Наиболее известны ее иллюстрации к роману Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

Отдельной темой творчества художницы является популяризация фольклора, шведской мифологии и народного творчества. Дженни иллюстрировала легенды об Эрике, Одине, мифы о наядах.

6aq07ydpwe3dp1cpbwgkehqng.jpg

Кроме того, Нистрём и на очтовых открытках, и на своих картинах и рисунках неоднократно изображала портреты и сюжетные сценки людей в национальных костюмах, создав таким образом своеобразную энциклопедию народного костюма.
Но любимой темой Нистрём был мир сказок и детства, который она изображает с теплотой и нежностью. Она очень любила детей, искала вдохновение в своих детских воспоминаниях о «счастливом времени в идиллическом городе Кальмаре» и считала, что внутри каждого взрослого сидит маленький восторженный ребенок – проказник и фантазер.

ps8bgbjxe9vhjwjrxjnl2eqpu.jpg

Как написали о ней в одной из статей, «она хотела подарить и детям, и взрослым всю красоту мира к востоку от солнца и к западу от луны».
Нистрём продолжала активно работать, даже когда подошло время выхода на пенсию.
В 1942 году она переехала в городок Транеберг в пригороде Стокгольма, где и прожила до самой смерти. Скончалась художница 17 января 1946 года в возрасте 92 лет. Как написали в некрологе, «искусство Дженни Нистрём будет жить вечно, потому что оно отражает нашу национальную душу».

9104129_fullsize.jpg
j475m1wfmimdl0wz1jfy323ld.jpg

В музее ее любимого города детства – Кальмаре, открыта постоянная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве художницы. Исследователь творчества Нистрём, помощник хранителя музея в Кальмаре, создатель постоянной экспозиции о художнице и основатель Фонда Дженни Нистрём и Курта Ступендаля – Гуннель Форсберг Варрингер (Gunnel Forsberg Warringer) в 2008 году выпустил первую монографию о художнице – «Дженни Нистром: Жизнь и искусство».

Jenny_Nyström_3.JPG

В этом же году вышла книга Йовинда Свана «Рождество с Дженни Нистрём», посвященная ее любимым «нисси».

















Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх