Сегодня мы отдохнём от французов — я ведь обещала через каждые четыре «французских» поста делать своего рода «перебивку» и публиковать что-нибудь, вносящее разнообразие. А тематика сегодняшней публикации весьма сильно диссонирует с салонным французским академизмом, коему большей частью были посвящены последние главы нашего обзора, так что контраст будет налицо.
156. Россия: советский соцреализм-I
Римская цифра I в подзаголовке означает, что тема будет продолжена ещё в одной публикации — не сразу, конечно, а через очередные четыре «французских», как и договаривались.
В разное время у меня были тематические публикации, где, среди прочих, были представлены и советские соцреалисты, и их творчество. Дублировать картины оттуда я не буду (за исключением, так сказать, «полных собраний» отдельных художников), так что читателям, интересующимся данной темой, я рекомендую прогуляться по приведенным ссылкам.
Порядок представления художников в этой теме будет отличаться от принятого ранее (от старшим к младшим). В первой части будут представлены художники, творившие, в основном, в довоенный период, а во второй — жившие и работавшие несколько позже; те, у которых большая часть работ относится к 50-80-м годам XX века. Но это деление приблизительно: скажем, Дейнека и Самохвалов, да и ряд других художников-соцреалистов прожили довольно длинную творческую жизнь, поэтому в подразделах, посвященных их творчеству (чуть выше я их нескромно назвала «полными собраниями»), будут картины и 20-х, и 60-х годов. Вообще, все картины я старалась датировать — ведь на самом деле в нашем случае год написания картины имеет существенную роль. Одно дело — послереволюционные и НЭПовские годы, другое — 1930-е и послевоенные, и совсем иное — 1950-е — 80-е.
Прежде чем приступить к просмотру картин, попробуем разобраться, что же это такое — соцреализм. Итак: социалистический реализм — это художественный метод литературы и искусства, в том числе, безусловно, и изобразительного. Не стиль живописи или графики, не отдельный жанр, а именно метод. Соцреализм должен был эстетически выразить концепцию мира и нового человека, принятую за основу при построении коммунизма в СССР. Главные принципы соцреализма — это народность, идейность и конкретность. Последнее особо важно в живописи: никаких метафор или абстракций! Только конкретика!
Художники, жившие в советскую эпоху, при том, что они вполне вписывались в тогдашние реалии, всё же были, в общей массе, идеологически и эстетически более, скажем так, плюралистичны, чем комиссары с горящими глазами или позднесоветские сухари-охранители. Им, художникам, ничто человеческое было не чуждо. И изображать они хотели не только и не совсем то, что соответствовало концепции человека коммунистического будущего. Но приходилось вписываться в существующие рамки и пытаться совмещать, казалось бы, «вещи несовместные», то есть и обнаженную натуру, и пафос строительства новой жизни. И многим удавалось впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». Видимо, путём проб и ошибок художники раннесоветского периода пришли к набору микротем, где «ню» было разрешено, а местами даже приветствовалось. Это: производственная, спортивная тематика (уже упомянутые Дейнека и Самохвалов), купание в реке или море — здесь, конечно, нет особой патетики, но советский человек — он имеет же право на отдых, или нет?! Сюда же относятся банные сюжеты. Ещё одна довольно распространенная тема советского «ню» — модель в студии. Ну, это же ведь трудовые будни художника, да и модели тоже! — видимо этот аргумент срабатывал, и такие картины вполне себе выставлялись.
Я чуть выше отметила, что кое-какая тематика «ню» даже приветствовалась в довоенный советский период. Так вот, это именно то, что сейчас и у нас, и во всём мире категорически не приветствуется, а именно изображение обнаженных тел юношей и девушек пубертатного возраста — нынче художников Чернышева, Самохвалова, Пахомова, Тимошенко и других, глядишь, «хранители нравственности» (на которых, впрочем, в большинстве случаев, как говорится, «пробы негде ставить») — ещё бы и в педофилии обвинили. А в 1920-е — 30-е годы в среде пионеров и школьников всячески поощрялись с одной стороны — отметание старых предрассудков, а с другой — культ здоровья, связанный с купанием, загаром, здоровым телом. «Нет на земле прекраснее одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи». Даже речёвка пионерская была такая: «Голым — телом — встретим — лето! Наша одежда — только трусы!..» Так что художники-соцреалисты не считали зазорным изображать пионеров и комсомольцев, предающихся оздоровительным и спортивным процедурам в виде, как тогда считалось, вполне подобающем для юных строителей коммунизма.
Первым из художников, кого я сегодня хочу представить уважаемым читателям будет Николай Михайлович Чернышев (1885 — 1973)
Первая из его картин, скажем так, не совсем соцреалистична. Но — обратите внимание на год...
Венера 1918 года

Холодный день, 1927

Модель на желтом, 1924

На пляже, 1926

Выбегающая из воды, 1927

Купальщицы, 1934

Купание на закате, 1958

Глядя на полотна художника, который будет представлен ниже, на мускулистые тела героев и мощные ягодицы героинь его картин, зритель проникался убеждением — социалистическое отечество в надёжных руках! И — да! — коммунизм непременно будет построен! Эти произведения искусства совершенны, как и люди на них изображенные. Если бы не было соцреализма, его стоило бы выдумать ради него одного. Любуемся, восхищаемся и удивляемся:
Александр Александрович Дейнека (1899 — 1969)
Две натурщицы, 1923

Лежащая натурщица. Автолитография 1927

Натурщица перед зеркалом, 1928

Мальчики, выбегающие из воды, 1930-35

Акробаты, 1931

На балконе, 1931

Утренняя зарядка, 1932

Игра в мяч, 1932

Полдень (сон), 1932

Полдень, 1932

Мать, 1932

Натурщица, 1932

Утро, 1933

За занавеской, 1933

Купающиеся девушки, 1933

Донбасс. Обеденный перерыв, 1935

Ночь, 1935

Эстрадный танец, 1935

Эcтрадный танец. Бурлеск, 1935

Натурщица, 1936

Будущие летчики, 1938

Бегущие девушки, 1941

После боя, 1944

Утро. Эскиз одноимённой мозаики, 1947

Утро. Мозаика, 1949

Девушка, завязывающая платок на голове. Эскиз картины <Купальщица>, 1951

Купальщица, 1951

Натурщица, 1951

Натурщица, 1951

Купальщицы, 1952

Натурщица, 1952

Лежащая натурщица, 1953

Лежащая с мячом, 1954

Рисунок для мозаики <Хорошее утро>, 1959-60

Хорошее утро. Мозаика, 1959-60

Следующая картина имеет непосредственное отношение к А.А. Дейнеке. Год написания установить не удалось.
Александр Осипович Барщ (1897 — 1971)
Обнаженная в мастерской А. Дейнеки

Ещё один корифей соцреализма:
Александр Николаевич Самохвалов (1894 — 1971)
Две женщины, 1916

Обнаженная с полотенцем, 1920-е

После бани, 1927

Трое — этюд к неосуществленной картине «Радость жизни», 1928

Четыре следующие картины — это также этюды к той же самой неосуществленной картине «Радость жизни».
Девушки, 1928

Девушка в полосатом купальном костюме, 1928

Девушка в черном купальнике, 1928

Девочка с полотенцем, 1928

«Девочку с полотенцем» Самохвалов повторил через 34 года.
Девочка с полотенцем, 1962

Юноши на пляже, 1928

Девушка на берегу в красной косынке, 1934

Перед душем (из серии Метрострой), 1934

На стадионе, 1934

После кросса, 1934-1935

На теннисной площадке. Девушка с ракеткой. 1935

Натурщица (с желтым покрывалом), 1940

Обнаженная. Этюд. 1947

Обнаженная модель, 1958

На пляже, 1960

На пляже, 1964

Стоящая обнаженная со спины, 1965

Виталий Гаврилович Тихов (1876 — 1939)
Купание, 1930-е

Обнаженная на кухне

Петр Петрович Кончаловский (1876 — 1956)
Обнаженная Б.

Дементий Алексеевич Шмаринов (1907 — 1999)
Летом. Обнаженная, 1939

Следующего художника называли «певцом пионерского детства».
Алексей Федорович Пахомов (1900 — 1973)
Купальщица, 1927

Купание краснофлотцев с борта корабля, 1933

У Петропавловской крепости, 1934

Возле Петропавловской крепости, 1934

Сестры, 1934

Девушка на солнце, 1934

Девушка на солнце,1934

Девочка на солнце, 1934

Две девочки, 1934-35

Две девочки, 1935

На солнце, 1934

На солнце, 1935

Пионеры на море, 1934

Пионеры у моря загорают, 1935

Обложка журнала «Костер», 1939

Можете себе представить подобную обложку детского, да что там — любого журнала в наше время?
Ещё одна художница, которая специализировалась, в основном, на пионерской теме.
Лидия Яковлевна Тимошенко (1903 — 1976)
Девушки с полотенцами, 1933

Девочка в воде, 1934

Купание (этюд), 1934

Купание, 1934

Купающиеся пионеры (этюд), 1935

Купание, 1935

На Дону, 1938

День, 1965

Вечер, 1965

День творения, 1967

Ещё на пионерскую тему. Здесь пионеры великозозрастные, да еще и разнополые. И совсем в чём мать родила...
Николай Петрович Секирин (1899 — 1962)
Пионерский лагерь. Купание. 1927

Даты жизни следующего художника установить не удалось.
Сергей Владимирович Олейников
Две картины с одним названием — «На пляже», обе 1929 года.


И в завершение первой части обзора по советскому соцреализму — вот такой позитив.
Владимир Иванович Люшин (1898 — 1970)
Две девушки на морском берегу, ок. 1950

На сегодня — всё. Дальше опять возвращаемся к Франции. А вторая часть соцреализма, как я уже информировала выше, будет в 161-м посте.
[]
Свежие комментарии