На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Николаевич
    К. Коровина очень люблю, а про П.Коровина впервые слышу. СпасибоПётр Коровин «С п...
  • Grandad
    О каком живописце речь?Легкий эротизм и ...
  • Сергей Дмитриев
    Инсинуации вокруг жизни и смерти Христа продолжаются уже 2024 года, который тоже одним боком - счастливый номер. Стат...Главная загадка ...

Сомов Константин Андреевич

 

                    Сомов Константин Андреевич (1869 - 1939)

 

 

  В четверг на прошлой неделе я по случайному поводу зашел к Сомову, а накануне вечером вместе с другими друзьями он сидел за скромным “пиршеством”, каким был ознаменован день моего рождения. Мог ли я тогда предполагать, что вижу своего друга в последний раз у себя, а расставаясь с ним в четверг, обнимаю его в последний раз.

Вернувшись из Орлеана, куда я ездил на два дня, я уже застал его похолодевшим и окоченевшим трупом.

  Правда, состояние его здоровья уже внушало друзьям известное беспокойство. Но ведь, несмотря на свои больные ноги, Сомов пешком приходил к нам и пешком возвращался домой, а в его тесной рабочей комнате я его видел в четверг все тем же “прежним”, “обыкновенным” Сомовым, все так же хлопотливо методично двигающимся, все с теми же привычными жестами ставившим на мольберт свои вещи или что-либо прибирающим. В голову не могло прийти, что весь этот человеческий организм может через несколько часов внезапно остановиться, что эти столь знакомые, чуть грустные и чуть лукавые и все же ласковые глаза погаснут, что их закроет посторонняя рука; что этот милый рот под поседевшими усами перестанет складываться в ту совершенно своеобразную детскую “улыбку”, в которой как-то особенно сказывалась тайна очарования Сомова.

  И неужели же я действительно никогда больше не услышу смеха Сомова, оставшегося совсем таким же, тоже “детским”, каким я услыхал его, когда мы пятиклассниками сидели на партах незабвенной Майской гимназии. Пожалуй, больше всего именно этого сомовского смеха мне и будет теперь недоставать. Рассмешить Сомова было не так легко, он скорее был склонен к тихой грусти, моментами получавшей чуть горьковатый привкус, зато, когда Костя “смеялся”, сразу становилось необычайно радостно на душе.

  И раз он уже попадал в хорошее и смешливое настроение, то он на долго оставался в нем, и тогда его начинал смешить всякий вздор, причем он и сам придумывал всевозможные “фарсы”, на что был удивительным мастером <…>

  …Сомов… стал чем-то таким, чему суждено остаться в истории русского искусства. Творения его составляют особую и необычную пленительную область — какой-то отмежеванный замкнутый мир, быть может, не столь уж значительный по своему духовному содержанию, зато чарующий в предельной степени. Немало в первых его произведениях формального косноязычья, того самого, что продолжало его самого мучить, в чем он видел свидетельство своей пресловутой “бездарности”, того самого, что он с особенным рвением старался в себе искоренить (до чего Сомову хотелось обладать свободой и непогрешимостью старых мастеров!). В конце концов, это очень относительное и по-своему прелестное косноязычие ему и удалось побороть главным образом посредством упорной и разнообразной работы с натуры. Но вот, по мере приобретения большей и большей маэстрии, Сомову реже и реже удавалось возвращаться к тому, что в работах первых десяти-пятнадцати лет его творчества было чисто вдохновенного.

 

  Когда только еще возникал сомовский жанр, то “жанр” этот, повторяю, не являлся как таковой; своим существованием он обязан только неисповедимым прихотям фантазии или воспоминаниям о чем-то самом дорогом и самом трогательном. В дальнейшем же произошло то, что происходит почти со всеми художниками; прихоть и фантазии стали складываться в некую систему, “косноязычный лепет” переходит в уверенную “грамотность”, а искусство, самое главное в искусстве при этом страдает. Все чаще там, где царит восторг вдохновения, водворяется холод расчета, механика навыка и в зависимости от этого вырабатывается манерность, прием. “Жанр становится именно жанром” — чем-то слишком осознанным и слишком “наперед известным”.

  Этот процесс выразился в сомовском искусстве, однако менее всего он выразился в портретах (смерть застала Сомова за работой над портретом графини З<убовой>, который, будучи почти законченным, должен быть причислен к самым совершенным его произведениям) или иных реалистических изображениях видимости.

  Первые же портреты Сомова потому и останутся в полном смысле классическими, что они абсолютно непосредственны. Самое мастерство их, соперничающее с мастерством величайших портретистов, было тогда каким-то даже полуосознанным. Рукой Сомова водило не привычное умение, не выправка, а исключительное желание передать все совершенно так, каким оно было перед его глазами. В ряду этих первых портретов портрет его отца и матери — неоспоримые шедевры. Не говоря уже о том, что из них на нас глядят совершенно живые люди, что на полотне, как в зеркале, отразились - черты их и вся их повадка, вся их “манера быть”, в них светится и душа этих с бесконечной нежностью любимых Костей людей. Мне кажется, что, глядя на них, даже те, кто ничего не будет знать о том, кто была эта, так ласково поглядывающая старушка и этот строгий старик, все же будут входить в полный душевный контакт с ними; они будут до самого сердца тронуты слегка меланхоличной улыбкой Надежды Константиновны, тогда как чуть брезгливое выражение лица Андрея Ивановича будет их “держать на дистанции”, не препятствуя, однако, беседе, а, в конце концов, и созданию совершенно специфической атмосферы уюта. <…>

 

  Многим моим здешним читателям, особенно среди эмигрантской молодежи, имя Константина Сомова, пожалуй, ничего не говорит — тем более, что за пятнадцать лет своей жизни в Париже он всего один раз выставлял, да и то эта выставка, в очень скромной галерейке, прошла незамеченной. Впрочем, у нашей молодежи даже имена Репина, Серова, Сурикова, а то и Брюллова и Иванова вызывают лишь самые смутные представления. Гораздо им ближе и известнее Дюфи, Пикассо, Шагал, Матисс. Чистосердечно русские молодые люди думают, что все, “там оставленное”, все, о чем они иногда слышат от своих родителей и “старых друзей папы и мамы”, что все это — незначительная, немножко даже смешная провинциальщина, которой уже следовало бы стыдиться. В частности, Сомов для них нечто “ужасно старомодное”, к тому же un peu surfait — нечто, что могло претендовать на значение в условиях русской “доморощенности”, но здесь, в “столице мира”, где горят очаги настоящей художественности, не может претендовать на какое-либо значение. Мне же кажется, что это совсем не так, и когда я это утверждаю, то силу убежденности я черпаю отчасти и в том, какое волнение вызывало творчество Сомова и до чего оно меня поражало своей несомненной подлинностью, и это тогда, когда и мне Париж был уже издавна знаком — и знаком в бесконечно большей степени, нежели он знаком для нынешних граждан Монпарнасса и Монмартра.

 

  Пусть даже область сомовского творчества и ограничена, пусть она “ничего не открывает нового”, “не расширяет нашего познания”, “не занята решением неразрешимых проблем” и “не основывает нового эстетического учения”, пусть она от начала до конца есть нечто заключенное в себя и нечто скромное, в ней, однако, живет та черта, которая останется более ценной, нежели все новшество, все “порывы к недосягаемому”, все, чем нас теперь закармливают до полного пресыщения и от чего моментами хочется бежать без оглядки. Основная черта этого “скромного” искусства есть бесспорная его вдохновенность — истинная “милость божья”. И надо думать, что когда все то марево, весь тот кошмар лжи, что сейчас наводнили царство искусства, будут изжиты, когда вся свистопляска современных архигениев так надоест, что уже никому не захочется глядеть на все их выкрутасы, то изголодавшихся по искренности людей потянет именно к искусству скромному, но абсолютно подлинному.

  За примерами подобных “возвращений” не далеко ходить — ими полна история искусства. Люди одинаково нуждаются, как в велеречивом самообмане, так и в этих реакциях, в этих поворотах к правде, в этих “cures de verité”. И вот тогда среди очень немногих избранных и Сомов займет наверняка подобающее ему место ценнейшего для всех художника — к тому же художника, в котором чарующее русское начало чудесным образом сплетено с общечеловеческим. Поэзия Сомова окажется для всех понятной, близкой и дорогой, подобно тому, как постепенно познается всем миром общечеловеческая ценность Пушкина и Чайковского.

А. Бенуа

1939 г.


Портрет матери художника. 1895

 

 

Портрет художника А. Н. Бенуа. 1895

 

 

Портрет А. И. Сомова, отца художника. 1897

 

 

Автопортрет. 1902

 

 

Портрет А. К. Бенуа. 1896

 

 

Портрет А. А. Сомовой- Михайловой. 1897

 

 

Дама в голубом (Портрет художницы Е. М. Мартыновой). 1897-1900

 

 

В детской. 1898

 

 

Дама у зеркала (Портрет В. В. Цемировой). 1898

 

 

Купальщицы. 1899

 

 

На балконе. 1901

 

 

Портрет А. П. Остроумовой. 1901

 

 

Волшебство. 1902

 

 

Как одевались в старину (Дама и кавалер). 1903

 

 

Куртизанки. 1903

 

 

Спящая женщина в синем платье. 1903

 

 

Гёте, муза и Амур. 1906

 

 

Дама с собачкой. 1906

 

 

Поцелуй (Силуэт). 1906

 

 

Портрет писателя и поэта В. И. Иванова. 1906

 

 

Портрет А. А. Блока. 1907

 

 

Портрет Е. Е. Лансере. 1907

 

 

Обложка сборника стихов К. Д. Бальмонта Жар-птица. Свирель славянина. 1907

 

 

Осмеянный поцелуй. 1908

 

 

Автопортрет. 1909

 

 

Портрет поэта М. А. Кузмина. 1909

 

 

Спящая молодая женщина. 1909

 

 

Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде. 1909

 

 

Влюбленные. Вечер. 1910

 

 

Пьеро и дама. 1910

 

 

Портрет М. В. Добужинского. 1910

 

 

Портрет Г. Л. Гиршман. 1910-1911

 

 

Портрет А. А. Нольде. 1911

 

 

Портрет Е. П. Носовой. 1911

 

 

Портрет С. П. Званцевой. 1911

 

 

Влюбленный Арлекин. 1912

 

 

Арлекин и дама. 1912

 

 

Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912

 

 

Портрет Д. Г. Карышевой. 1914

 

 

Портрет Е. П. Олив. 1914

 

 

В лесу. 1914

 

 

Подарок садовника. 1914

 

 

Поцелуй. 1914

 

 

Пейзаж с радугой. 1915

 

 

Зима. Каток. 1915

 

 

Язычок Коломбины. 1915

 

 

Юноша на коленях перед дамой. 1916

 

 

Книга маркизы. Иллюстрация 1. 1918

 

Книга маркизы. Иллюстрация 2. 1918

 

 

Книга маркизы. Иллюстрация 3. 1918

 

 

Книга маркизы. Иллюстрация 4. 1918

 

 

Синяя птица. 1918

 

 

Портрет М. Г. Лукьянова. 1918

 

 

Летнее утро. 1920

 

Портрет А. А. Сомовой- Михайловой. 1920

 

 

Портрет Н. Е. Добычиной. 1921



Арлекин и дама. 1921

 

 

Фейерверк. 1922

 

 

Эскиз костюма маркизы для Т. П. Карсавиной ( для танца на музыку Моцарта ). 1924

 

 

Портрет С. В. Рахманинова. 1925

 

 

Автопортрет. 1928

 

 

Портрет А. А. Попова. 1928

 

 

Две маски (Пара накануне карнавала). 1930

 

 

Девушка на солнце. 1930

 

Купальщицы на солнце. 1930

 

Маскарад. 1930-е

 

Русский балет. 1930

 

Летнее утро. 1932

 

Боксёр 1933

 

Открытая дверь в сад. 1934

 

Сесиль де Воланж. 1934

 

Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937

 

Автопортрет в зеркале. 1934

Картина дня

наверх