Шотландская художница-портретистка,работавшая при дворе Николая первого.
Кристина Робертсон считается одной из самых талантливых художников середины 19-го века,но несмотря на её успех и популярность,очень мало известно о жизни художницы.Исследованию творчества Кристины Робертсон в советское время не способствовал и тот факт,что она была придворной портретисткой и работала для императорской семьи и высшей аристократии,причем в николаевское время,считавшееся самым реакционным периодом русской истории.
..
Крестина Сандерс родилась в 1796 году в небольшом местечке Кингхорн,недалеко от Эдинбурга,Шотландия.Считается,что художественному мастерству она обучалась у своего дяди,портретиста Джорджа Сандерса.По всей вероятности он помогал ей на первых порах с заказчиками,среди которых у еще неопытной молодой художницы рано появились влиятельные клиенты.Вскоре она уже владела собственной мастерской в престижном районе Лондона.
23 мая 1822 года она выходит замуж за портретиста Джемса Робертсона.Венчание состоялось в церкви Мэрилебон в Лондоне
В браке родила восьмерых детей,но зрелого возраста достигли лишь четверо детей-два сына,Джон и Уильям,и две дочери,Агнесс и Мэри...Художница принимает участие в ежегодных выставках Королевской академии в Лондоне и Эдинбурге.Ей сопутствовал успех.Теперь к ней обращались большей частью представители британской аристократии.Её работы часто использовали популярные журналы.Именно по журналам её имя стало известно в России.Как раз был период "англомании" при дворе и всё британское было модным.В первый раз Робертсон приехала в Санкт-Петербург в 1839 году.
Весной 1841 года Робертсон была приглашена ко двору писать портреты Николая I
и его семейства...Она стала почётным вольным общником,это
почётное звание,дававшееся художникам в XIX веке Академией художеств и второй женщиной-членом Академии,после Виже-Лебрён,фрацузской художницы.Да и вообще отношение к женщинам-художникам и к их искусству было ужасно предвзятым и необъективным...Граф М.Д.Бутурлин,описывая художественную жизнь Петербурга писал:"Госпожа Робертсон отобрала почти всю практику у своих собратий.У петербургской тогдашней знати вошло в моду списывать
свои портреты заморскою этою артисткою,которая брала за них неслыханные цены,но не прошло и шести лет,как все эти знаменитые произведения перешли из дворцовых зал в полутемные коридоры и о г-же Робертсон едва ли кто ныне помнит"...Он был не вполне прав в своих оценках.Ее произведения оставались в интерьерах петербургских дворцов до начала ХХ века.Их можно было видеть в Юсуповском дворце на Мойке,
в Шуваловском
и в Шереметевском дворцах
При жизни Александра II акварельные портреты его матери и жены,работы Робертсон,всегда находились на его письменном столе в Зимнем дворце и в Царском Селе.
"Портрет императрицы Александры Федоровны". 1841 год.Эрмитаж,Петербург.Во время Октябрьского переворота картина пострадала от штыков...
В 1847 году Робертсон возвращается в Санкт-Петербург и уже навсегда...Она пишет портреты невесток Николая I-Марии Александровны и Александры Иосифовны.В феврале 1850 года
Робертсон известили о том,что Николай I "не удовлетворён" новыми портретами и приказали исправить уже написанное,затем двор повелел хранителю эрмитажных портретов Ф.А.Бруни /талантливейший художник,назначенный в 1849 году хранителем картинной галереи Эрмитажа.Это его автопортрет,1810год/
и так,велено вернуть все копии Робертсон без оплаты...Её здоровье ухудшается,появляются финансовые трудности /есть
свидетельства,что часть заказчиков отказались платить за работы художницы/,из-за отсутствия средств не могла вернуться в Англию.
Художница умерла в 1854 году далеко от родины,в Санкт-Петербурге,в год объявления Крымской войны,до предела обострившей русско-британские отношения.Многие англичане и шотландцы,проживавшие и работавшие в России десятилетиями, вынуждены были тогда покинуть гостеприимную дотоле страну...
Смерть Робертсон осталась незамеченной.Художницу похоронили на Волковском кладбище Петербурга...Часть картин хранятся в Государственном Эрмитаже,Русском музее Петербурга.После Октябрьской революции портреты работы Робертсон, хранившиеся в
частных собраниях, были рассеяны по провинциальным музеям.
Зинаида Юсупова/Нарышкина/.
В России было немного женщин такой ослепительной красоты,а равно и такого большого ума.
Портрет Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой.Удивительной души человек.Благотворительность была главным делом в семье Орловых-Давыдовых.
Портрет великой княжны Александры Николаевны,редкой красоты,младшая дочь Николая І и Александры Федоровны.вступила в супружество с принцем Фридрихом Гессен-Кассельским, преждевременно разрешилась от бремени принцем,умершим через несколько часов,и скончалась в тот же день,19-ти лет. В память ее устроена в Петербурге Александринская женская больница на Надеждинской ул.,а в Царском Селе поставлен в 1850 году великолепный памятник работы Витали,
представляющий часовню со статуей великой княгини, держащей на руках младенца.
Портрет княжны Ольги Николаевны,дочь Николая первого,королева Вюртемберга.Во время франко-прусской войны Ольга возглавила организацию в помощь раненым,объединила добровольных сестер,открыла первую педиатрическую клинику,создала общество для оказания помощи слепым,названного в честь отца Николая первого.
Портрет княжны Марины Николаевны,младшая дочь Николая первого..
Александра Федоровна,императрица,супруга Николая I
Мария Бутурлина,урожденная Гагарина
Борис Юсупов.
Одна из лучших работ Робертсон считают — "Дети с попугаем". Кто именно изображён на этом двойном портрете 1850 года — так и не известно.
Портрет княжны Ольги Николаевны и княжны Александры Николаевны.
дочерей Николая I
Графиня Анна Сергеевна Шереметева.Она с 1838 года являлась членом Императорского женского патриотического общества,первой женской организации в России,основанной в 1812 году с целью помочь тем семьям из народа,которые пострадали от военного лихолетья.
Портрет князя Николая Юсупова.Он был избран почётным любителем петербургской Академии художеств.Павел I отдал в его ведение Эрмитаж,где размещалось императорское художественное собрание.Юсупов приобрёл усадьбу Архангельское под Москвой,превратив её в образец дворцово-паркового ансамбля,собрал большую коллекцию картин(свыше 600 полотен),скульптур,произведения прикладного искусства,книг.
Портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой.Человек с добрым и отзывчивым сердцем.Она большие суммы тратила на благотворительность,причём зачастую анонимную.Только случайно люди узнавали,что свалившаяся,как по волшебству,необходимая сумма денег исходила от княгини Юсуповой.
Картины этой художницы не принадлежат к числу великих произведений,но все же достойны внимания.Её работы содержат представление об ушедшей эпохи,позволяющей почувствовать её неуловимый аромат и подлинность...Портреты продолжают жить... и вместе с ними живёт наша память...
Свежие комментарии