Николай Мишуков несколько лет жил в Китае изучал приёмы и символику китайской живописи, обладает художественным вкусом, владеет техникой китайской живописи. Художник не имитирует китайский стиль, а владеет естественными приёмами китайской живописи (включая материалы — китайскую рисовую бумагу, тушь китайскую, минеральные — близкие по свойствам в акварельным — краски, специальные кисти для живописи).
Несколько слов о китайской живописи. Китайская живопись далека от копирования натуры, китайская картина практически никогда не пишется с натуры, в китайской живописи нет натюрмортов. Картина в Китае полна символов. Нередко символика картины раскрывается помещённым на ней каллиграфическим иероглифом. Собственно, китайская каллиграфия и сама является элементом китайской живописи. Особенно часто на картинах изображаются цветы и птицы, растения, животные, насекомые. Идеальная традиционная картина с точки зрения китайского художника — это результат нескольких связанных между собой видов искусства: живопись, поэзия, каллиграфия и резьба печатей.
Вот некторые их символов. Бамбук, — символ стойкости, непреклонности, сосна — долголетие, хризантема — символ совершенства, два лотоса (две бабочки, две рыбки) — верные, неразлучные супруги, супружеское счастье.
Часть картин художника написаны в стиле го-хуа — китайская национальная живопись. Сам термин го-хуа, китайская картина, возник чуть более ста лет назад, когда китайцы по-настоящему познакомились с европейской живописью, с новыми ее течениями, а Европа, в свою очередь, открыла для себя мастеров поднебесной, и нужно было как-то назвать этот пласт культуры.
Другие картины написаны в стиле сеи (быстрая кисть или живопись идей), жанр, в основном, цветы-птицы.
Петух в Китае является главным воплощением мужского элемента Ян, представляющего собой тепло и жизнь вселенной. Ему приписывают пять добродетелей: он носит шпоры на ногах — знак своего воинственного характера; на голове у него ярко-красная корона — признак своего литературного духа; он храбр и никого не боится, всегда готов к бою; он великодушен, потому что, найдя зерно, всегда сзывает кур; он честен и точен, поскольку никогда не пропускает время своего пения. На стенах домов в Китае изображали петуха, так как считалось, что он оберегает от пожара. В первый день нового года принято вырезать его силуэт из бумаги и вместе с иероглифом, обозначающим удачу, вывешивать в окнах домов и на дверях.
Украсить комнату изображением лотоса — значит поселить в доме гармонию и общую благожелательную атмосферу.
Пион считается цветком начала Ян, цветком великолепия и мужественности, это эмблема любви и привязанности. С позиции времен года он симвл весны. Пион считается цветком правителей, олицетворяет аристократизм, силу, высокое положение в обществе. Согласно фэнг-шуй, человеку, стремящемуся сделать карьеру, следует летом ставить на стол букеты со свежими пионами, а в остальные времена года повесить картину с изображением пионов или большую цветную фотографию. Китайский пион имеет определенное отличие — у него поникшие листья и кустарниковый стебель и словно опоясанный золотом цветок необычайного цвета. Он достигает больших размеров, обладает большим числом оттенков цвета.
Две бабочки — неразлучные супруги.
Улитка и бамбук
Мэйхуа белая и снег
Годовой цикл воплощал в Китае круговорот рождения и смерти вещей. “Четыре времени года” — излюбленный мотив китайских художников. Кульминацией этого цикла был день зимнего солнцестояния, когда сила ян испытывала наибольшее напряжение, когда свершалось таинство слияния Неба и Земли, когда в недрах тьмы зарождался свет. Поэтому зимний, снежный пейзаж считался лучшей формой в выражении сути бытия.
С популярностью бамбука может соперничать только изображение ветки с нежно-розовыми, белыми или жёлтыми цветами дикой сливы мэйхуа. Она также символизирует гордого человека кристальной чистоты, несгибаемость и стойкость, так как живые соки сохраняются в деревьях и в морозы. Цветок означает солнечное начало ян, а само дерево, ствол и ветки, наполненные соками земли, олицетворяют её силу инь.
Символика мэйхуа конкретна: цветоножка—это абсолютное начало; чашечка, поддерживающая цветок, рисуется тремя штрихами, так как воплощает три силы — Небо, Землю и Человека. Сам цветок является олицетворением пяти первоэлементов и поэтому изображается с пятью лепестками. Все части, связанные с деревом, имеют чётное количество элементов, что отражает устойчивость — свойство Земли.
Капуста и артишоки
Если пион — король среди цветов, то капуста — королева среди овощей. В китайской художественной традиции часто можно увидеть изображения не совсем обычные для европейской культуры — хозяйственную домашнюю утварь, предметы ежедневного обихода, овощи, светильники. Искать и находить прекрасное в обыденном — один из принципов живописи «го хуа».
Орёл и сосна
Суровая птица на фоне таких же суровых гор. Долговечность, стойкость и долголетие символизирует вечнозеленая сосна. Орёл — символ гордости, смелости и независимости.
Журавлиная песнь
После феникса, пожалуй, только журавль так часто воспет в китайских легендах. Он слывет патриархом среди пернатого племени и воздушным посланником бессмертных. Журавль часто изображен вместе с сосной. Сосна и журавль - символы долгой и счастливой жизни
Глициния и птица
Сюжеты с глицинией часто встречаются на картинах китайских художнков. Это растение с лианообразным стволом и прекрасными нежно-сиреневыми цветками можно встретить и в наших краях — в Крыму, например. «Оставлять пустые места» — один из принципов китайской живописи. В данной работе я оставил побольше «воздуха» внизу, там, где на ветке сидит птица.
Красный виноград
Конкурс красоты. Магнолия и птица на конкурсе красоты. Кто победит?
В живописи Китая есть целый раздел, когда пишут без применения красок, например "живопись бамбука тушью". В тоже время это не является графикой в чистом виде.
Под зонтиком.
Что касается самой картины - зимородок под дождем не нашел лучшего места, чем укрыться под зонтиком листа лотоса - такой вот сюжет:)
Белогривый конь (лошади, как символ свободы)
Кролик и лягушка
Кот и краб
Тигры отдыхают
Кот и виноград
mishykov.narod.ru/kartinynik/hotei.html
Свежие комментарии