Сергей Петрович Бочаров – художник громадного темперамента и силы духа, владеющий даром колориста, чувством формы, точного рисунка, написания жанровой картины, портрета, пейзажа, натюрморта.
Реализм, глубокая идейность, искреннее патриотическое служение своей Родине и Народу роднят его творчество с искусством художников-передвижников.
Сергей Бочаров всецело принадлежит нашему времени и разделяет его мнения, чувства и даже ошибки. Его живопись отмечена глубокой печатью своей эпохи.
Большое полотно «Неравный брак» 1989 года открыло серию работ «Они». Действие картины происходит в Грановитой палате Кремля – зале царской власти. Пространство плавно уходит в глубину, повинуясь ритму гигантского полукружья арок и окон, объединяющих мир земной и мир небесный (роспись), уподобляясь пространству величественной алтарной апсиды. Композиция произведения в золотисто-красном колорите выстроена по принципу классического треугольника, вершиной которого является Бог Саваоф с младенцем Христом в виде росписи интерьера. Второй ряд – ученики Христа – апостолы. Третий – князья и цари, которые столетиями по крупицам собирали нашу землю и богатства. Четвертый ряд, основание треугольника – те, кто распродал, разворовал и развалил великое государство. За уставленным яствами и питьем богатым столом празднуют знакомые всем лица – политики, интеллигенция, деятели искусства, которые не сходят с экранов телевизоров и страниц печатных изданий. Для них главное то, что в народе называется «кормушка». Молодая, красивая и богатая невеста в русском костюме ХIХ века – наша Родина, сухой старик-жених – экс-президент США Буш-старший, символизирующий западную демократию. Взгляд невесты с надеждой обращен на маленькую группу патриотов, которые остались служить своему народу. Девочка в белом – Россия. Официант, обслуживающий народно-патриотическую группу - автопортрет.
В формировании творческой личности художника все существенно: факты биографии, превратности судьбы, неумолимый ход истории, - все неизбежно дает свои ростки.
Становление художественной манеры, как правило, определено человеческим становлением. Сергей Бочаров рисует с тех пор, как помнит себя. Все, с чем он сталкивался в жизни, все, что его окружало, постепенно формировало в нем художника. Опыт познания добра и зла, горести и радости, жизнь, которая у него на глазах становилась страницами истории, отразились в его творчестве.
Сергей Петрович Бочаров родился 27 сентября 1953 года в Новосибирской области, на станции Баган. Отец Бочаров Петр Тарасович, герой и инвалид Великой Отечественной войны, потрясал детей виртуозным рисованием одной линией лебедя, зайца и лошади. Лишь только учась в училище, Сергею удалось превзойти отца в их рисовании. Первым учителем была его мама Любовь Андреевна, простая крестьянка-колхозница, которая в три года увидела у сына любовь к рисованию и ежедневно требовала рисуночек. Удивительно, но по сохранившимся первым работам видно, что Сергей не делал «детские рисунки» - у него уточка, дерево, как в жизни.
В семь лет мальчика отправляют к тёте в город Енакиево продолжать учебу в изо кружке Дома Пионеров у Ивана Филипповича Гриненко. Слава о его таланте педагога дошла и до Сибири. Абсолютно все ученики Ивана Филипповича стали художниками. Прекрасно сдав экзамены по рисованию при поступлении в Симферопольское училище,но получив двойку за диктант на украинском языке. Сергей не отчаялся, и через год блестяще выдержал конкурс в Краснодарское художественное училище.
Великий режиссер-документалист Роман Кармен рассказал, что во время посещения мастерской Пабло Пикассо во Франции гениальный оператор Урусевский снимал кино о том, как Пикассо рисует. Туда же был приглашен юноша, который также рисовал рядом с Мэтром. Натурщицей была жена хозяина. Юноша из СССР Сергей Бочаров очень быстро схватил сходство, и уже через 15 минут на нас смотрел живой взгляд Жаклин. Все были в восторге от портрета Сергея, на что поэт Апполинер сказал: «Ну чему же тут удивляться – он ведь русский!» Художники обменялись портретами. Великий Пикассо подписал свой рисунок: Лучшему рисовальщику моего любимого Советского Союза".
Не потеряв художественных навыков, во время службы в рядах Советской Армии, Сергей поступил в Ленинградский художественный институт, а затем во Всесоюзный Государственный институт кинематографии (ВГИК) в Москве. Знаменитый режиссер Андрей Тарковский удивленный величайшим творческим уровнем курсовых работ студента Бочарова, пригласил его к созданию фильма "Сталкер". В дальнейшем работая на киностудии имени М. Горького в качестве художника-постановщика, Сергей снял 18 художественных фильмов,среди которых — "Забавы молодых", "Поездка в Висбаден", "На залитом крыльце сидели" и др. Преподавал во ВГИКе, в художественных заведениях Италии и Австрии.
Сергей Бочаров — член Союза художников и Союза кинематографистов России. Профессор живописи. Является обладателем трех международных премий Гран-При за картины "Битва" (Франция), "Венеция. Большой канал. Вид на церковь Санта-Мария делла Салюте" и "Крым.Черное синее море. Мыс Ай-Тодор" (Италия). Провел по всему миру 53 персональные выставки, в том числе в Москве: ЦДХ (1996, 1997, 2003-2004 гг.), музей Красные Палаты (1999 г.), выставка в Совете Федерации (2004 г.), в Государственной думе (1998 г.), в Торгово-Промышленной палате (Международный Центр Торговли (2006 г.). На открытии персональной выставке в Администрации Президента в 2005 году Первый заместитель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил живописную манеру и профессионализм Сергея Бочарова и сказал: «Стены Администрации Президента, еще никогда не видели такой великолепной реалистической живописи». В период с 2002 по 2004 годы Сергей Бочаров осуществлял персональное выставочное турне по городам Сибири - Тобольск, Тюмень, Ишим, Сургут, Муравленко, Ноябрьск, Нефтеюганск, Новосибирск, Омск. Состоялись выставки в Нижнем Новгороде (2001), Ростове-на-Дону (1998, 2001 гг.), Ярославле (2003 г.), Рязани и др. С большим успехом прошли выставки в Крыму-Ялте, Симферополе, Севастополе (1996 г.). Бочаров – участник международных выставок – в Париже («Галерея Басмаджава»), США («Близнецы» -1999 г.), Риме - («Галерея Черепаха» - 1990 г.), (Кампа ди Фьори 1991 г.), Роберто Бакалини (1992-1993 гг.), в Норвегии, Осло (Королевский дворец, 1989 г.) и др.
Кинорежиссер Федерико Феллини на открытии персональной выставки Бочарова в Риме сказал о нем: «Встреча с прекрасным русским художником Сергеем Бочаровым произошла на вручении «Гран при» выставки «Пейзажи Венеции». Никогда раньше я не видел столь высокопрофессионально убедительной современной живописи. Как член комиссии, не колеблясь, отдал первое место его картине. Художник показал Венецию красавицей, в напряженном вечернем мажорном цвете заходящего солнца, плачущей, и это не могло меня не тронуть. Раньше Сергей учился у великих итальянцев Эпохи Возрождения. Теперь же итальянцы учатся у него. Он преподает живопись в Риме. И блестяще. После росписи им «Таверны Джованни» возле Ватикана, он стал великим итальянцем. За эту работу я подарил ему фрак моего деда, чтобы он до конца жизни открывал в нем все свои вернисажи, и эту клятву он выполняет».
Сергею Бочарову заказывали свои портреты король Норвегии Олаф (1989 г.), Президент КНДР Ким Ир Сен (1987 г.), Джани Версаче (1989 г.), Пако Рабанн (1989 г.), Элтон Джон (1977 г.), Лучано Паворотти (1991 г.).
Вот что рассказал Паворотти о написанном с него портрете: «Я не знаю ни одного современного художника так мастерски пишущего портрет, как этот русский – Бочаров. У него не только блестящая техника живописи, но и характер философа. Меня Сергей Бочаров изобразил с выражением страстного душевного порыва. Он показал, каким я могу и должен стать. На картине гармоническая личность с полным воплощением чувств и раздумий. На портрете он поднял меня так высоко, что я всю жизнь буду стремиться к моему идеалу!»
Также им написан с натуры известный портрет Л.И.Брежнева (1981 г.) «Золотой век», портрет Владимира Высоцкого (1979 г.) и многие другие… Интересны мысли В.В. Высоцкого о своем портрете: «Впервые в моей жизни художник писал меня с натуры, и я ему позировал. Портрет Сергея Бочарова оказал влияние на мое творчество. Я не верил, но Бочаров, как клещ, в меня вцепился и сделал целую картину моей жизни, вместо обычного портрета я увидел себя с другой стороны. Он как бы собрал правдивый взгляд народа на мою жизнь».
Сергей Бочаров владеет живописными традициями, отшлифованными учебой и копированием картин старых мастеров.
Во время учебы, как один из лучших студентов, он был поощрён наградой поездкой "По Ленинским местам".Начинающий художник не терял время зря и писал этюды. Однажды к нему подошла пожилая дама, она заинтересовалась его работой. Поговорив с Сергеем, оценив его целеустремленность и увлеченность живописью, дама, а это была Надя Леже (Ходосевич) — жена великого французского художника Фернана Леже, пригласила одаренного юношу в свою парижскую студию. Это был подарок судьбы. Художник обрел возможность копировать старых мастеров, в том числе и "Джоконду" великого Леонарда да Винчи в Лувре. Именно там Сергей сделал для себя много открытий, так необходимых для достижения мастерства.
Тяготение же художника к монументально-эпическим формам было обусловлено особенно духовным климатом эпохи, а именно – радикальными переменами в жизни его Отечества. Наступила эпоха трагического разрушения великой страны, нравственного унижения граждан России, попрания идеалов русского социализма, идей справедливости и равноправия.
Художник всегда находится в гуще общественного сознания и гражданской активности народа. Именно живопись своей доступностью, независимостью от телевидения и прессы, дала ему возможность реализовать на практике новые художественные и патриотические идеи. Живопись Бочарова как художественное явление необычайно многогранна. Общественное предназначение его творений определило широту, обобщенность, концентрированность образного воздействия.
Главной целью, к которой стремится художник, остается отражение современных событий в художественных образах. Композиция полотен Бочарова свидетельствует о сложном философском характере его мышления, о его склонности воплощать идею в развернутой системе конкретных образов и отвлеченных понятий, обобщений, параллелей и символов. Примером такой композиции может служить картина «Явление народа» (1999-2000 гг.). Художник возвращает нас к величайшему шедевру Александра Иванова. Как бы в продолжение его библейской темы, Бочаров строит собственный сюжетно-композиционный аналог, переместив действие картины в современную Москву, на Софийскую набережную Москвы-реки. Роль Иоанна Крестителя отведена митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну, духовному пастырю православно-патриотического движения России, который с детства поощрял , поддерживал и ценил творчество Сергея.
Бочаров исходит в картине из концепции замкнутого в пределах классического построения пространства, с его внутренней структурой, внутренней динамикой, своеобразной пластичностью.
Пространство в «Явлении народа» то сжимается в правой части композиции до пределов свода Большого Каменного моста, наполненных копьями и флагами, то становится неопределенным, сливаясь с архитектурой Кремля, где торжественно шествует митрополит, ведомый свечением народа, то – в центре – расширяет свои пределы до горизонта Красной площади, открывая закатный пейзаж с храмом Василия Блаженного.
Наиболее убедительную расшифровку этой картины, посвященной патриотам России, предложил публицист Вадим Кожинов. Согласно его трактовке, Сергей Бочаров «посвятил картину истории бесконечных распрей между всеми оппозиционными силами, воплотив идеи неоплатонизма, восходящие от примитивного либерального «Я» к творческому неистовству общественного патриотизма».
Бочарова нередко упрекают в бессмысленной трате времени и сил на написание таких картин. На это художник неизменно отвечает: «Когда я пишу пейзажи, портреты и натюрморты, в душе – боль: каким надо быть спокойным, чтобы наслаждаться этой абстрактно-чистой, возвышенной красотой, когда твоему народу, твоей стране в это время так трудно». Вячеслав Клыков, скульптор, сказал: «Меня в картинах «Явление народа» и «Неравный брак» Бочаров поставил в один ряд с прекрасными людьми России. Я был смущен!».
Картины Бочарова щедро озаряют нас той радостью узнавания, которую Аристотель считал одной из существенных свойств искусства: зрительная убедительность облика раскрывающегося в них мира – людей, их лиц, пространства, материальности форм – становится источником огромного эстетического наслаждения для нас. Художник разворачивает перед зрителем цепь событий, свершающихся в реальной жизненной среде. Сюжеты своих полотен художник черпает из современности, на что получил когда-то благословение у своего духовника, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Владыкой были освящены картины Бочарова «Неравный брак» и «Грачи прилетели».
В эпоху смуты живопись Бочарова обретает трагический пафос и сложную изобразительную структуру. Полотно «Грачи прилетели» - тревожное зрелище всерусской драмы конца 20 века. Здесь в образе воронья изображены 500 журналистов, которые несут ложь с экранов телевизоров и газет и зомбируют наш народ. Сергей Бочаров достигает в своей работе слитности и единства всех элементов изображения. Развернутая по горизонтали композиция подобна встающей над панорамой города грозовой туче, пронизанной вспышками молний. Огромные массы теней и тревожные блики зарниц сливают воедино архитектуру города, лица журналистов, темное с голубыми просветами небо.
В образе духовной силы предстает митрополит. Владыка ведет за собой народ, а девочка рядом – символ России, она одета в платье красного цвета. Березка «пробивает» темную воронью тучу, и лучик вечернего света падает на древний Кремль. А на Манежной площади человек, это – народ, убегающий от черного облака лжи журналистов, закрывшего синее небо правды России.
Технику картин Сергея Бочарова отличает энергичная светотеневая лепка фигур, почти иллюзорно выступающих на темном фоне. Таким примером может служить диптих «Адам и Ева». Здесь художника интересует не расшифровка библейского сюжета о грехопадении. Его точка отсчета – мужчина как муж и женщина как жена, и не в Эдеме, а в нашей действительности. Мужчина представлен сильным, прекрасно физически сложенным, но в руках он держит хрустальный шар, как символ неустойчивости его в семейной жизни: в любой момент шар может упасть и разбиться. У Евы в руках зеленое яблоко – начало семьи, но оно уже червивое. Ее образ Бочаров писал с разных по возрасту натурщиц, чтобы показать весь сложный путь женщины, жены и матери. Золотистые волосы, падающие на плечи, говорят о ее божественном начале. Лицом – это семнадцатилетняя девушка, чистая и юная. С нее же прорисована первоначальная фигура. Затем художник вторым слоем пишет фигуру двадцатилетней женщины, формы которой указывает на ее готовность к материнству. Следующей написана явно рожавшая натурщица тридцати восьми лет. И последняя модель – пожилая женщина с натруженными руками и тяжелыми от работ ногами.
О вечных истинах говорят картины Бочарова: о величии души человека-творца и совершенстве содеянного им, о пронзительной красоте природы. Бочаров, художник реалистической школы, покоряет не только высочайшим мастерством, но и присущим только ему взглядом на окружающую действительность. Он талантлив в пейзажах и натюрмортах. Серии крымских и венецианских пейзажей поражают великолепием колорита, завораживают, покоряют лиризмом и красотой. У художника есть любимые уголки на земле. Это Крым, Италия, Москва. Фантастически написано полотно, посвященное памяти А.Пушкина, «Грот любви». В основе его сюжета лежит исторический факт из жизни поэта времен его пребывания во дворце Воронцовых в Крыму.
Галерея портретов – Владимир Высоцкий, итальянский модельер Джанни Версаче (дружба с которым длилась в течении 10 лет), Хитрый немец Хайнц, Семейный портрет – потрясают проникновением в сокровенный мир персонажей и тонким психологизмом. Художнику удается ухватить внутреннюю суть портретируемых, раскрыть их душу.
Портрет Джанни Версаче написан художником в 1989 году по просьбе Федерико Феллини, у которого С. Бочаров проживал в это время. Композиция портрета сформировалась во время первого сеанса позирования, на который модельер пришел обнаженный ниже пояса и принял позу, запечатленную на полотне.
Все детали картины: и костюм портретируемого, и предметы интерьера подлинные, о чем свидетельствует отпечаток пальца Джанни Версаче, который он поставил по завершению работы. Однако, несмотря на свое богатство, модельер не захотел заплатить художнику запрошенную сумму, мотивируя это более низкими ценами на предшествующие работы мастера. Позднее в споре за картину своим неосторожным высказыванием оскорбил патриотические чувства С. Бочарова. В результате художник пообещал никогда не продавать портрет и свое слово он сдержит, несмотря на многочисленные попытки со стороны родственников модельера приобрести его за любые деньги.
Поразительно много успел сделать в своем творчестве художник Сергей Бочаров. Свои реалистические принципы он основывает на стремлении к адекватности изображения реального мира, к чувственно-непосредственному восприятию действительности во всей ее целостности и многообразии богатства форм и красок, телесности и пространственной глубине движения света и теней.
Девиз творчества художника – слова Аристотеля: «Назначение искусства – очеловечивать человеческие чувства!» И для всех его картин — будь то пейзаж, портрет, натюрморт или станковая живопись – это закон.
1. Тобольск. Роспись плафона "Возрождение Тобольска" 2002-2005
Темпера 205х405
Идея росписи возникла во время турне выставки С.Бочарова по Сибири. В Тобольск выставку пригласил фонд "Возрождение Тобольска" председатель фонда Аркадий Елфимов-выдающийся деятель и историк Тобольска. В росписи даны современные жители Тобольска, как простые, так и известные положительным и отрицательным вкладом в жизнь города и людей.
2. «Крым. "Грот любви". Воспоминание о любви А.С.Пушкина» 1998
Холст, масло. 110х145
3. «Владимир Высоцкий и его демоны». 1977–1980
Холст, масло. 100х80
4. «Венеция. Вид на церковь Санта Мария делла Салюте с Большого Канала» 1991
Холст, масло 96х158
5. «Венеция. Мост Вздохов» 1990
Холст, масло 70х80
6. «Неравный брак» (из серии «Они») 1989
Холст, масло. 200х289
Место действия в картине - Грановитая палата московского Кремля. Название заимствовано у картины русского художника Федотова, но оно лишь помогает художнику иллюстрировать тот факт, что России с сегодняшней Америкой не по пути, а в самой России сегодня существует только два класса, как определил Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский. Один класс – это патриоты, любящие Россию всегда и в любой ситуации. Другой класс – это воры, которые любят и представляют Америку, хотя самой Америке они нужны только как пятая колонна в России. Вместе с тем, они жаждут жить как элита на Западе, но для этого они выбирают не путь служения России, а грабеж ее богатств и народа. Вот эта действительность и отражена в картине высокохудожественными средствами на мировом профессиональном уровне, подвигнувшем Лондонскую национальную галерею к попытке приобрести эту картину. Картина построена по классическому принципу треугольника, который использовался старыми мастерами, а сейчас как бы забыт. Сверху, в вершине треугольника – Саваоф, олицетворяющий идеальное, божественное, ниже его, во втором ряду – его ученики, святые евангелисты, распространяющие учение Христа. Затем третий ряд – русские цари, с которыми народы России, «поливая потом и кровью», по крупицам, в течение многих веков, собирали и построили великую державу. И такая держава была оставлена нам. А в нижнем ряду, по основанию треугольника, – развернуто современное действо, в результате которого в течение одного десятилетия было преступно и бездарно разбазарено это великое наследие. Все компоненты картины объединяются в единый комплекс сводами Грановитой палаты.
7. «Семейный портрет в чёрной раме. Мастерская» 1982.
Холст, масло. 76х60
8. «Охотники» (из серии «Они») 1996
Холст, масло. 150х250
9. «Вечер клуба «Кому за тридцать…» в ДК «Новатор» 1982
Холст, масло. 110х145
10. «Групповой портрет лётчиц-героинь 46-го авиационного полка. 1985
Холст, масло. 200х250
11. «Машенька. Натюрморт с полевыми цветами» 1994
1994, Холст, масло. 100х100
12. «Явление народа. Русские патриоты, изгоняющие воров и негодяев» 1999–2000
Холст, масло. 300х600
Это огромная, три на шесть метров, работа художника С.Бочарова. Она потрясает сложной композицией и громадной силой живописи в красном и охристо-золотом колорите, льющемся сочным дождем света на лица зрителей. Классический треугольник и овальная кривая составляют основу построения композиции картины. Художник возвращает нас к величайшему шедевру Александра Иванова “Явление Христа народу“. Как бы продолжая его тему из библейского сюжета, современное действие новой работы Сергея Бочарова переносится в Москву, на Софийскую набережную Москвы-реки, где роль Иоанна Крестителя выполняет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн – до конца своих дней духовный пастырь православного патриотического движения России.
Это он сказал, что в России есть две партии: партия патриотов и партия воров.Партия воров и изгнанных: Горбачев, Ельцин, Гусинский, Боровой, Новодворская, Юшенков, Березовской и др.
Вот эти две партии и представлены на картине Сергея Бочарова. Свечение на Васильевском спуске символизирует народ. Картина посвящена патриотам России и написана художником с целью “собрать в кулак мужей Руси карающую силу “ в борьбе с антинародным режимом. Среди них - генералы Салуянов, Макашов, Варенников, здесь же Питирим, атаманы Филин, Козицын, Чуреков, писатели Распутин, Белов, Проханов, Хатюшин и многие другие лидеры оппозиции. Группу народной дружины в древнерусских кольчугах ведет за собой Георгий Победоносец, в образе которого узнаются черты полководца Г.Жукова. Лошадь щедро украшена чудотворной упряжью – символ необъятных духовных и сырьевых богатств России.
Между тем программа полотна санкционирована не только самим художником, но и теоретиками партий и организаций из его окружения и включают в себя моменты, имеющие отношение к личности и деятельности его самого, в частности образ Александра Петровича Баркашова дан художником в древнерусской кольчуге воина – подмеченный в Доме советов в ночь перед расстрелом Верховного Совета России с 3 на 4 октября.
Наиболее правдоподобную расшифровку картины предложил публицист Вадим Кожинов.Согласно его трактовке, С.Бочаров посвятил картину истории бесконечных распрей между всеми оппозиционными силами.Воплощая идею неоплатонизма – восхождение от примитивного либерального “Я” к творческому неистовству общественного патриотизма.
Картина продолжает творческое наследие А.Иванова, которое становится источником новых импульсов и решений для искусства нашего времени. С.Бочаров свои реалистические принципы основывает на мимесисе – стремление к адекватности изображения реальному миру, чувственно-непосредственное восприятие действительности во всей ее цельности и многообразии богатства форм и красок, телесности и пространственной глубины движения света и теней.
13. «Урок анатомии доктора Владимира Владимировича Путина» 1999–2000
Холст, масло. 150х250
На выставке в Нижнем Новгороде была представлена последняя картина Сергея Бочарова "Урок анатомии доктора В.В.Путина", рассказывающая о наших временах. На полотне 150х250 см действие происходит в морге.
На первом плане в ракурсе лежит посиневший труп экс-президента Б.Ельцина. Рядом его отрезанная на блюде голова, со знакомой для всех изрыгающей ненавесть и злость к народу гримасой.
Доктор В.В. Путин проводит для своих учеников анатомический урок. Это узнаваемые одиозные лица олигархов, демократов и просто политиков, которые были при Ельцине и сейчас при Путине у власти.
Все изображения одеты в западно-европейские костюмы – символ того, что ничего русского в них нет и взоры их обращены только на Запад.Композиция картины свидетельствует о сложном философическом характере действия, воплощенном в развернутой системе образов (Гусинский, Березовский, Путин, Ельцин), обобщенный (образ сатанизма) и символов (масонство). Работа написана в безукоризненной технике старых мастеров.
14. «Зарплата» 1983
Холст, масло. 110х145
15. «Адам и Ева» 1983
Холст, масло. 200х170 каждая
16. Грачи прилетели. 1997
Холст, масло. 200х300
Картина “Грачи прилетели” предстает перед нами как грозное видение; развернутая по горизонтали композиция подобна встающей над панорамой города грозовой туче, пронизанной вспышками молний являет нам тревожное зрелище потрясенное до своих основ, охваченного всерусской драмой смутного времени конца ХХ века. С.Бочаров достигает здесь слитности и единства всех элементов изображения. Огромные массы теней и блики света сливают архитектуру города, лица журналистов, дали российского пейзажа, темное с голубыми просветами небо с как бы нависшими дымящимися облаками с черным вороньем, бесконечную земную твердь в единое, полное огромного напряжения, пронизанное неистовым движением целое.
Тени как бы стекают, змеятся по постройкам древнего Кремля, заполняют пространство между башнями и стенами Красной площади, отдельные блики и большие пятна вечернего солнца вспыхивают и угасают по мере того, как тени от тучи налетевшего воронья (журналистов) поглащают их как голодный дьявол сатанинской власти.
Эта картина написанная в 1997г. напоминает Страшный суд. Вот, что сказал сам Сергей Бочаров об этой работе: ”Я изобразил 500 журналистов, которые несут ложь и мерзость с экранов телевизоров и газет, оболванивая наш народ. Они изображены совершенно реально, здесь нет сарказма, они даны такими, какие они есть в жизни.” Художник располагает на картине стаю ворон двумя треугольниками, пересекающимися между собой, нависшую над панорамой всей нашей страны. Внизу идет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн – образ силы духовной. Он - пастырь, ведущий за собой народ. А девочка, которая держится за его руку, тревожно смотрящая на нас с надеждой на помощь, символизирует Россию. Она одета в платье красного цвета. Березка “пробивает” жуткую темную тучу ворон, и маленький луч вечернего света падает на древний Кремль.
По освещенному пространству Манежной площади бежит закрыв голову руками маленький человек. Это русский народ, убегающий от черного облака лжи, закрывшей синее небо России.
Подробно о работах С.Бочарова здесь: http://www.botcharov.ru/
Необходимое послесловия инициатора поста
Уважаемые дамы и господа!
Выкладываю этот пост исключительно для обмена мнениями о творчестве Сергея Бочарова. Понимаю и принимаю тот факт, что мнения могут быть разными. Однако прошу учесть, что инициатор поста не имеет никакого отношения к идейной направленности конкретного художника Сергея Бочарова. Свои претензии к манере живописца вы можете адресовать лично ему на сайте http://www.botcharov.ru/.
Свежие комментарии