На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

XIX век в портретах немецкого живописца Франца Винтерхальтера

 

 Автопортрет с братом Германом

                                                              Часть I  

              В маленькой немецкой деревушке  Менценшванд (ныне часть г. Санкт-Блазина) в Шварцвальде, Баден,  в 1805 году родился мальчик, которому было предначертано блестящее будущее. Даже в самых смелых мечтах его родители не могли предположить, что их Франца будут любезно принимать во всех европейских дворах, а дамы света будут мечтать иметь портрет его кисти.

    Живописи Франц Винтерхальтер обучался в академии Монако. Хорошая школа, умноженная на талант, принесла отличные плоды.

Интересен портрет  матери фрау Евы. С нежностью и любовь. передает Винтрехальтер черты простой женщины, своейматери. Здесь художник уже выступает как мастер психологического портрета. 

 

      Портрет фрау Евы, матери художника

 При поддержке великого герцога Леопольда Баденского у художника появилась возможность путешествия в Италию (1833—1834). В Риме он пишет картины романтического жанра.  

Полна очарования его картина «Молодая итальянка у источника», изображающую  молоденькую девушку, на мгновенье присевшую, облокотившись на кувшин, у источника и забывшую о делах, погрузившись то ли в грезы, то ли в размышления. Южное солнце окрасило румянцем ее щеки. Она смотрит вдаль, Мы видим ее, но она не с нами. И мы можем только издали любоваться ее тихой красотой, полной внутреннего достоинства. 

«Что такое – женская душа?
Я не знаю – только хороша…
Я ее вдыхаю, не дыша…
Убаюкай, женская душа!»

                                               И. Северянин

   

                                                       *      *      *

«Вьются кудри – золото и бронза,
Пепельные, карие и смоль.
Льются взоры, ласково и грезно –
То лазурь, то пламя, то фиоль.»   
                                                                   И.Северянин
 

Сиеста

  По возвращении из Италии в Карлсруэ Винтерхальтер пишет портреты великого герцога Леопольда Баденского и его жены и утверждается придворным  художником герцога.

  Портрет Великой герцогини Баденской Софии

 

 Портрет Великого герцога Баденского Леопольда

 Немного истории. Одна из их дочерей, Цицилия стала женой Михаила Николаевича Романова. Одну из внучек, Анастасию Михайловну Романову, мы знаем как герцогиню Мекленбергскую, а внук Михаил Михайлович Романов состоял в  браке с Софьей Николаевной Меренберг графиней Торби, дочерью  Николауса принца Нассау и Натальи Александровны Пушкиной (дочери великого русского поэта А.С.Пушкина).

 Несмотря на успех, которым пользуется художник при дворе герцога Баденского, художник переезжает во Францию, где на выставке 1836 года привлекла внимание публики  его жанровая картина Il dolce Farniente, а годом позднее похвалы была удостоена и Il Decameron.

 

 Флоринда

 

 Декамерон

 На Салоне 1838 года Винтерхальтером был представлен портрет  Наполеона-Александра принца Ваграмского (сына маршала Франции Бертье Ваграмского) с юной дочерью (родившуюся в браке с дочерью шведского короля). Карьера художника-портретиста Винтерхальтеру  была  вскоре обеспечена.

 

 В этом же году он пишет Луизу-Марию Орлеанскую, королеву Бельгийскую с сыном Леопольдом, и за ним окончательно закрепляется слава талантливого и модного портретиста.

Портрет Леопольда I Бельгийского

 

  Первая жена Леопольда Шарлотта, дочь принца Уэльского, скончалась в родах.  Новый брак Леопольд заключил с Луизой Орлеанской.

 

Аделаида Луиза Мария Орлеанская, сестра Луи-Филиппа 1

 А вот несколько портретов Шарлотты, дочери Леопольда 1 от второго брака, которую он назвал в память о своей первой жене.

 

 Шарлотта ( 1840 — 1927) — принцесса Бельгии из Саксен-Кобург-Готской династии, после замужества императрица-консорт Мексики.
           Единственная дочь короля Леопольда I и его второй жены Луизы Орлеанской, сестра Леопольда II и Филиппа Фландрского. Принцесса приходилась двоюродной сестрой королеве Великобритании Виктории и её мужу герцогу Альберту, а также Фердинанду II Португальскому.

                                                            *    *     *

Особое место занимает групповой портрет Винтерхальтера «Императрица Евгения в окружении придворных дам», где заметна тенденция стиля французского рококо. Одетые в голубые, сиреневые, розовые платья, украшенные цветами и лентами, дамы эффектно размещены на большом холсте. За ними простирается парк с декоративной вазой. Эта картина  наводит на мысли о цветнике, за которым день и ночь заботливо ухаживают садовники. И в самом деле, хрупкие женщины с осиными талиями и бледными лицами напоминают экзотические цветы. Но беспомощность обманчива, эти дамы закалены в придворных интригах. Их хрупкость и нарочитая изнеженность - лишь дань моде, законодательницами которой они и являются.

 

 После этой картины художник почти не пишет подобного рода работы, обращаясь больше к жанру портрета.

Так написать женский портрет, как это делал Франц Великолепный (такое прозвище Франц Ксавьер Винтерхальтер получил в светских салонах Франции), умели в Европе середины XIX века немногие живописцы. Заказчицам импонировало, что он, как никто, умел придать фигуре грациозность и изящество, глазам – таинственность, а улыбке – легкое лукавство.

                                                                       *  *  *

 «К ее лицу шел черный туалет…
Из палевых тончайшей вязи кружев
На скатах плеч – подобье эполет…
Ее глаза, весь мир обезоружив,
Влекли к себе…»
                                          И.Северянин

 Клэр де Берн, герцогиня Валломброзийская

 Там, где в портретах не хватало психологизма (вольно или не вольно) всегда можно было полюбоваться  изысканными дамскими туалетами! Под  кистью художника шелковисто струится атлас, тончайшей паутиной окутывают дамские плечи кружева, витает невесомым дымкой вуаль, искрятся драгоценные камни.

 

 Анна Долфус, баронесса Бургундская

                                                     *        *       *

 О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.

                  А.Ахматова

  Портрет неизвестной в профиль

                                                       *       *      *

 «Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблён".

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки...
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...»

                                                                   А. Блок

Портрет неизвестной

                                                                *      *      * 

Мы ничего не знаем о ней. Она красива, богата, судя по платью и украшениям, уверена в себе. Тонкая линия губ, несмотря на поднятые чуть вверх уголки губ, говорит о непростом характере. Прямой взгляд без всякого снисхождения разглядывает зрителя, словно подмечая все наши недостатки.

Возможно она из тех дам, о которых поэт (И.Северянин) как-то немного обиженно сказал:

«Они не прощают ошибок.
Они презирают порыв…»     

Дама с веером

                                           *         *        *

        Карьера Винтерхальтера шла в гору.  Наполеон III назначил его главным портретистом имперской семьи Франции. Художник неоднократно писал портреты императрицы Евгении.

 

 

 Портрет императрицы Евгении с Луи-Наполеоном 

 

 

 

 Император Наполеон Ш

                                                            *       *       *

                  Иметь портреты от Винтерхальтера хотели не только коронованные особы. Великий романист Александр Дюма писал:«Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом».

           

 Мария Бурбон-Испанская, герцогиня де Монпансье

                С ростом известности художника заказчиками портретов Вин терхальтера стали королевские семьи Англии, Австрии, Бельгии.

   Среди наиболее известных полотен Винтерхальтера нужно назвать портрет императрицы Елизаветы Австрийской (Элизабет Баварской -  Сиси), ставший визитной карточкой Вены.

 

  Отношения Елизаветы с матерью Франца Иосифа императрицей Софией, имевшей очень большое влияние на сына, не сложились, и вскоре у Елизаветы развилось нервное расстройство. Елизавета удалилась от двора. С 1860-х годов императрица проводила время в путешествиях, редко встречаясь с мужем и почти не участвуя в воспитании детей.

  Вот еще один ее портрет

 «Ловлю печаль в твоей улыбке
И тайный смех в твоих глазах…
Твои глаза блестят как рыбки,
Но сердце – в смутных голосах.
Ты в заблужденьи, ты в ошибке!
Топлю глаза в твоих глазах, -
И снова смех - в твоей улыбке
 И снова – грусть в твоих глазах.» 
                                           И. Северянин
 

 

            В 1898 году иператрица Елизавета была убита в Женеве итальянским анархистом Луиджи Лукени.

 

 Портрет императора Иосифа 1 (венценосного супруга Сиси Баварской)

          Несчастья преследовали эту семью.

         Престиж императорской фамилии был нарушен гомосексуальными похождениями младшего брата Франца Иосифа I Людвига, который в итоге был выслан братом из Вены в Зальцбург. (Там Людвиг Виктор продолжил строить дворцы, занимался благотворительностью и меценатством. В последние годы жизни Людвиг Виктор страдал душевным расстройством.)

          Первая трагедия потрясла семью Франца Иосифа в 1867 году, когда в Мексике республиканцами был расстрелян его родной брат Максимилиан, провозглашенный императором Мексики.

      

      (Ниже приводится портрет жены Максимилиана, Шарлотты, дочери Леопольда 1.)  Единственный сын и наследник Франца Иосифа кронпринц Рудовльфа застрелился в 1889 годув замке Майерлинг, убив перед тем свою возлюбленную баронессу Марию Вечера. По некоторым бытующим  версиям он был убит вместе со своей возлюбленной.

         Новым наследником престола стал племянник императора Франц Фердинанд. В 1914 году новый престолонаследник был убит вместе с женой в Сараеве сербским террористом Гаврило Принципом.

 

 Шарлотта, королева Мексики

       27 июля 1857 года Шарлотта вышла замуж за австрийского эрцгерцога Максимилиана (1832—1867), младшего брата императора Франца Иосифа. Тот назначил Максимилиана вице-королем Ломбардо-Венецианского королевства и супруги несколько лет провели в Италии.

     В 1863 году при поддержке французского императора Наполеона III Максимилиан получил титул и корону Императора Мексики. После прибытия в Мексику в 1864 году супруги короновались и остались жить в Мехико. Как императрица, Шарлотта сменила имя и стала именоваться Карлотой, на испанский манер. По прошествии всего нескольких месяцев после коронации Наполеон III решил остановить свой мексиканский проект и Максимилиан лишился его поддержки. Новый император столкнулся с противодействием со стороны республиканцев и Соединенных Штатов. Видя неустойчивость положения Шарлотта вернулась в Европу, где попыталась найти поддержку для мужа. Однако ее усилия были напрасны, у нее появились симптомы шизофрении и сильный стресс. В Мексику она так и не вернулась. Печальные известия из Мексики и неудача миссии подорвали здоровье Шарлотты, она страдала шизофренией и последующие годы жила под присмотром врачей в своем замке под Брюсселем

 Она умерла так и не узнав что в 1867 году ее муж был расстрелян.

      Удивительно, но художник написал королеву так, словно она предчувствует грядущие несчастья, и в грустных глазах ее  понимание, что она ничего не сможет изменить в грядущих событиях.

                                                          *       *      *

            Художник писал портреты монарших  особ и знати почти всей Европы, и о многих из них мы имеем представление, благодаря его портретам.

 

        Мария Австрийская, королева Бельгии, жена Леопольда II, невестка Леопольда 1 Бельгийского

      

 Элизабет де Меклембург-Шверинская, принцесса Мюре, жена старшего сына короля Луи-Филиппа, Фердинанда Филиппа.    Вглядитесь в этот великосветский портрет. Какая светлая радость материнства лучится в глазах этой молодой женщины.

 

 

 Луи Филипп, король Франции

Личность Луи-Филиппа, солдата, путешественника, первого буржуазного короля настолько необычна, что мне захотелось ознакомить тех, кому это будет интересно. с его биографией.

Луи-Филипп - представитель Орлеанской ветви династии Бурбонов. Последний монарх Франции, носивший титул короля. Вместо титула короля Франции и Наварры (roi de France et de Navarre), считавшегося феодальным, принял титул короля французов (roi des Français), который подразумевал национальный характер монархии Луи-Филиппа и который носил в качестве конституционного короля Людовик XVI в 1789—1792 годах. Приобрел довольно серьёзные и разнообразные знания, либеральный образ мыслей, любовь к путешествиям, привычку к простоте и выносливость. Вслед за отцом он объявил себя сторонником революции, поступил в национальную гвардию и в клуб якобинцев. В чине генерал-лейтенанта  принял участие в битвах, где обнаружил большие военные способности и храбрость. Когда генерал Дюмурье, под начальством которого служил Луи-Филипп, изменил Республике, Луи-Филипп, хотя и не принимавший участия в заговоре, должен был оставить Францию. Находясь в изгнании он жил в Швейцарии, зарабатывая уроками географии и математики.

 Совершил путешествие по Скандинавии, провел несколько лет в Америке, Англии.

После Реставрации  Людовик XVIII назначил Луи-Филиппа командующим гусарами и возвратил ему все громадные имения его отца, конфискованные во время революции. Положение его при дворе Людовика XVIII было, однако, весьма затруднительным; ему не прощали ни роли его отца во время революции, ни его собственных либеральных убеждений, от которых он никогда вполне не отрекался. Луи-Филипп держал себя по отношению к царствующему дому строго корректно и стоял в стороне от всех заговоров в его пользу.

В 1830 году  незадолго до революции, он уехал из Парижа.  Его друзья, во главе которых стояли банкир Лаффит и др., делали, однако, свое дело, не нуждаясь в его поощрении. Утром 30 июля на улицах Парижа появилась прокламация, указывавшая на герцога Орлеанского как на будущего короля.       

Карл Х, узнав о событиях в Париже, послал Луи-Филиппу письмо, в котором отрекался от престола в пользу своего внука, герцого Бордоского, а до совершеннолетия последнего назначал Луи-Филиппа регентом. Луи-Филипп немедленно сообщил палатам об отречении Карла X, но скрыл информацию о его условиях.

С этих пор начинается царствование «короля-гражданина» и вместе с тем господство буржуазии. Девизом царствования были знаменитые слова: «enrichissez-vous» (обогащайтесь!).

Луи-Филипп вполне соответствовал идеалу короля буржуазии: он был прекрасный семьянин, образцово устраивавший свои личные и в особенности имущественные дела; на войне он отличался храбростью, но войны не любил. Сам король отличался безусловной личной честностью, но в его правительстве царилакоррупция. В то же время царствование Луи-Филиппа было отмечено научно-техническим и социальным прогрессом; во Франции произошла промышленная революция, ручной труд постепенно заменялся техническим, были проведены четыре крупные железнодорожные линии, завершено строительство судоходного канала , объединившего север и юг Франции, отменены телесные наказания учебных заведениях. Но по мере  того,  как увеличивался разрыв между нищетой и богатством, росло социальное напряжение. В феврале 1948 г. Усились народные волнения, раздавались возгласы, призывающие к оружию. 24 феваля 1848 года  Луи-Филипп после продолжительных колебаний подписал отречение от престола в пользу своего внука, графа Парижского, но поздно: была провозглашена республика. Луи-Филипп снова бежал в Великобританию.

 

  Мария Амалия Бурбон , Сицилийская, дочь короля Сицилийского Фердинанда 1, жена Луи Филиппа, королева Франции

 

 Мария-Каролина Бурбон Сицилийская, жена  сына Луи Филиппа, Генриха

                                                    *       *      *

        Светские красавицы на портретах художника сияли неизъяснимой красотой, от них веяло неразгаданной тайной, им можно было простить и даже не заметить какие-то недостатки внешности, и что является главным в портрете,  эти великолепные женщины на его портретах узнаваемы.

 «И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.»

                                        А.Блок

 

Ядвига Потоцкая, графиня Браницкая

                                                                       *          *          *

"Очаровательная…стройная…не девушка – мечта!
Фарфоровая куколка, мимоза!
Как говорит Ростан – Принцесса Греза"
 
                                                                 И.Северянин

 Софья Потоцкая, графиня Замойская

 

 Катаржина Браницка, графиня Потоцкая

 

  Елизавета Браницка с детьми

 

 Венчислава Барщевская

                                                               *        *        *

 "Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка".

                                                          А. Блок



Франсиска Каролина Браганса, принцесса Бразильская, принцесса де Жуанвиль.   

Младшая дочь императора Бразилии Педру I и его первой жены Марии Леопольдины Австрийской.
В 1843 году вышла замуж за Франсуа Орлеанского, принца де Жуанвиль, третьего сына короля Франции Луи-Филиппа I

 

 Паулин, принцесса Метерних

  

 

 Портрет мадам Аскерман

                                                             *         *        *

«Ветреет вечер. Стрекочет майдолина.
В студеном флэре теченье монотонно.
Сапфирны грезы. Виденье…
…Она смеялась, темно как Мессалина.
И улыбалась, лазурно как Мадонна.»
                                                                      И.Северянин

 

  Портрет Аделины Патти,1863 

Аделина Патти – одна из величайших представительниц виртуозного оперного вокала и талантливая актриса. Современники находили голос певицы уникальным по мягкости, свежести, гибкости и блеску.
Аделина Патти родилась 19 февраля 1843 года в Мадриде. Дебютировала Патти в 1859 году на сцене Итальянской оперы в Нью-Йорке. Ее редкой красоты голос и исключительная техника вызвали шумные овации публики.
«24 ноября 1859 года явилось знаменательной датой в истории исполнительского искусства, – позже напишет Тимохин – В этот день аудитория нью-йоркской музыкальной академии присутствовала при рождении новой выдающейся оперной певицы: Аделина Патти дебютировала здесь в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти».
После своего дебюта она пела во многих странах. Ее гастроли носили триумфальный характер. В 1862 году Патти выступила в Мадриде и Париже. Она сразу же сделалась любимицей французских слушателей.
Следующим городом, где Патти ждал успех, стал Петербург. 2 января 1869 года певица спела в «Сомнамбуле», а затем были выступления в «Лючии ди Ламмермур», «Севильском цирюльнике», «Линде ди Шамуни», «Любовном напитке» и «Доне Паскуале» Доницетти. С каждым спектаклем росла известность Аделины. Уже к концу сезона публика признала в ней неповторимую, неподражаемую артистку.
Аделина Патти умерла27 сентября 1919 года . Она похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

 

 

 

Картина дня

наверх