Искусство

72 003 подписчика

Свежие комментарии

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Так повелось, что после каждых четырёх постов о художниках Франции я размещаю пятый, «русский» пост. И так сложилось, что схема 4+1 помещается у меня ровно в календарный месяц. Вот и теперь, завершая майскую серию, я знакомлю читателей с творчеством нескольких русских художников. Особенность этой публикации в том, что мы не очень-то отойдём и от французской темы. Скоро догадаетесь, почему.

 Завершал вторую часть современный художник Слава Грошев. То есть, тогда предполагалось, что тема русского зарубежья закрыта, и возвращаться к ней мы уже не будем. В то время я рассчитывала, что мне удастся выложить 70-80 постов по заявленной теме, но до сотни я не дотяну. Кто ж тогда знал, что через два с половиной года мы будем стремительно приближаться к завершению второй сотни публикаций... Вот и получается, что тематика русского зарубежья у нас возобновляется, и, полагаю, что это не последний пост в данном, как сейчас принято говорить, «кейсе».

176. Русское зарубежье-III

Откроет подборку очень интересный и самобытный художник с просто потрясающей биографией — Филипп Малявин. Он родился в 1869 году в крестьянской семье. В 16 лет уехал вместе с афонским монахом на Афон, чтобы научиться церковной живописи и стал послушником монастыря Св.

Пантелеймона. Возможно, он принял бы и монашество и остался на Святой горе, но в 1891 году скульптор Беклемишев, посетивший Афон, был настолько впечатлён живописными работами молодого соотечественника, что сумел уговорить его вернуться к мирской жизни, чтобы продолжить художественное образование.

Малявин возвращается в Петербург и в 1892 году становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. Через два года он поступает в Высшее художественное училище, в мастерскую Ильи Репина. Его соучениками были, например, Игорь Грабарь и Константин Сомов... Постепенно он обретает популярность — он активно выставляется, две его работы покупает Павел Третьяков; от заказов на портреты нет отбоя... Окончив училище, Малявин получает приглашение на Всемирную парижскую выставку, где удостаивается золотой медали. Он женился на художнице Наталье Савич, и молодая семья приобрела поместье под Рязанью, где Малявины жили до самой революции, иногда, впрочем, выезжая в Париж в творческие командировки.

В 1918 году большевики реквизировали поместье, но тем не менее, Малявин оказался почему-то настолько приближенным к новой власти, что ему был открыт доступ в самые высокие кабинеты, где он делал зарисовки и портреты тогдашних вождей — Троцкого, Луначарского и самого Ленина. Благосклонность властей позволила ему сохранить в собственности свои картины и в 1922 году получить разрешение на вывоз их во Францию для организации передвижной выставки. В советскую Россию Малявины уже не вернулись. Семья обосновалась сначала в Париже, затем они переехали в Ниццу. Малявин был популярен и востребован, активно выставлялся по всей Европе до начала Второй мировой войны. В 1940 году Филипп Малявин был арестован оккупационными властями в Бельгии и обвинён в шпионаже. За него заступились влиятельные люди, и он всё же был отпущен и не без труда сумел добраться до Ниццы. Это невесёлое приключение подорвало здоровье уже далеко не молодого художника, и в конце 1940 года он скончался.

Но каковы «броски судьбы» — от афонского монастыря, через мастерскую Репина и кабинет Ленина — к эмиграции, успеху европейского масштаба... и обвинению в шпионаже!

Смотрим.


Филипп Андреевич Малявин (1869 — 1940, Россия — Франция)
Зимний душ
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Казанская девственница
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Принцесса и лобстер
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Три грации под большевизмом
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176
Не любил большевиков Филипп Андреевич, ох, не любил... Хоть и с Троцким знакомство водил, да и с Лениным наверняка чаи пивал...


Даная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Лежащая обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Модель в шляпе
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Рыжеволосая обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Обнаженная. 1925
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Сидящая обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176


Павел Дмитриевич Шмаров (1874 — 1950, Россия — Франция)
Павел Шмаров родился в семье воронежского мастерового. Учился одновременно с Филиппом Малявиным в петербургском Высшем художественном училище, в мастерской Ильи Репина. И, так же, как и Малявину, протекцию ему составил скульптор Беклемишев — вместе с Репиным они, хоть и не с первой попытки, но всё же «пробили» присвоение Шмарову звания академика Академии художеств. В 1923 году художник эмигрировал сначала в Рим, где прожил два года, но затем обосновался в Париже. Вёл активную творческую жизнь, много выставлялся, не только во Франции, но и в других странах Европы.
Обнаженная в окне
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Две женщины, рыжая и брюнетка
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Обнаженная, руки над головой
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Девочка в дверном проеме
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Женщина с вуалью
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Купание
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Загорающие
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Купальщицы на траве
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Купальщицы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

На пляже
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Русские крестьянки и купальщица
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Юные купальщицы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Две русалки
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Купальщица с вуалью
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Купальщицы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Купальщицы с ребенком
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Купальщицы и ребенок с собакой
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Купальщицы с собакой
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Десять купальщиц с собакой
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Три купальщицы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Купальщицы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

После купания
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

После купания
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

После купания
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176


Сергей Юрьевич Судейкин (1882 — 1946, Россия — США)
Судейкин известен, прежде всего, как театральный художник. Оформлял оперные постановки московского театра «Эрмитаж», ведущих петербургских театров. Тогда ещё не было понятия «дизайнер», но именно в таком качестве в основном и работал Сергей Судейкин. Например, он полностью сделал оформление популярнейших в 1910-е годы среди богемной питерской публики литературно-художественного кабаре «Бродячая собака» и театра-кабаре «Привал комедиантов». В 1920 году эмигрировал в Париж, где поработал сценографом кабаре «Летучая мышь», а через два года переехал в Нью-Йорк, где работал над оформлением спектаклей в «Метрополитен Опера».
Вакханалия, 1907
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Лежащая обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Портрет О. А. Глебовой-Судейкиной
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Юность
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176


Борис Дмитриевич Григорьев (1886 — 1939, Россия — Франция)
В 1910-е годы Борис Григорьев был одним из самых престижных и дорогих портретистов России. Занимался также и книжной графикой, и оформительскими работами — участвовал даже в оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьского переворота. Но от «новой жизни» художник был всё же, мягко говоря, не в восторге, и в 1919 году он вместе с семьёй на лодке тайно переплывает Финский залив и перебирается в Европу. Два года семья жила в Берлине, затем — в Париже, а в 1927 году Григорьевы приобрели виллу в Провансе, где художник и жил до своей смерти. В эмиграции Григорьев занимался, большей частью, книжной иллюстрацией. Активно выставлялся — и как живописец, и как график; много преподавал...
В цирке, 1918
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Антре
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Мать, 1915
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Интимная сцена. Моющая волосы, 1917
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Девушки
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Модель, 1926
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176


Ольга Николаевна Сахарова (1889 — 1976, Россия — Испания)
Ольга Сахарова родилась в Тифлисе, там же училась в художественной школе. Отец её был русским, мать — из Персии. В 1910 году молодая художница уехала в Мюнхен, где вскорости вышла замуж. С началом Первой мировой молодая семья переехала в Испанию. Большую часть жизни Ольга Сахарова прожила в Барселоне.
Купальщица
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Купальщицы, мать и дочь
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Купальщицы в каналах
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

В том же Тифлисе и в те же годы училась живописи в художественной школе следующая из художниц, чьё творчество я хочу представить вашему вниманию. И эта художница будет безусловным хедлайнером сегодняшней публикации. Звали её Мария Воробьёва-Стебельская, но больше известна она как Маревна — такое прозвище она получила от Максима Горького, с которым она познакомилась на острове Капри, и оно стало её творческим псевдонимом.

Мария родилась в 1892 году в поволжском городке Мариинский Посад в семье польского дворянина и русской актрисы. Отца по службе перевели в Тифлис, где и прошли подростковые и юношеские годы художницы. В 1910 году Мария поступила в Строгановское училище в Москве, где проучилась два года. К двадцати годам девушка поняла, что настоящая художественная жизнь — она в Париже! И в 1912 году Мария переезжает именно туда, где быстро становится своей в среде художественной богемы, заводит дружбу с Пикассо, а потом и любовный роман с Диего Риверой, от которого у неё родилась дочь Марика — она будет героиней не одной картины из тех, что вы увидите ниже. В 1948 году Маревна переехала в Англию, где и прожила до конца жизни.

Маревна была весьма востребованной художницей-портретисткой, много выставлялась по всей Европе, выполняла заказы для домов моды... Ближе к концу своей длинной и богатой событиями жизни опубликовала книгу мемуаров о своём Парижском периоде...

Художнственный стиль Маревны называют сочетанием кубизма и пуантилизма, впрочем, всё это условности. И давайте, в конце концов, уже посмотрим!
Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская, или Маревна (1892 — 1984, Россия — Франция — Великобритания)
Лежащая обнаженная молодая женщина, 1930
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Две лежащие обнаженные, 1930
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Две лежащие обнаженные, 1930-е
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Две девушки
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Две обнаженные
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Купальщица, ок.1930
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Портрет Марики, 1930-е
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Портрет Марики
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Портрет Марики
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Отдыхающая Марика (а-ля Модильяни)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Марика в ванной, 1933
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Портрет дочери художницы, Марики Ривера в возрасте 23 лет с возлюбленной, 1942
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Юность
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Лежащая обнаженная молодая женщина, 1937
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Стоящая обнаженная, 1937
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

После купания
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Мулатка с перцами, 1938
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Обнаженная, 1935 - 1943
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Лежащая обнаженная, 1939 - 1942
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Лежащая обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Лежащая обнаженная с полотенцем
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Лежащая обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Лежащая обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Две обнаженные, 1942
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Две подруги, 1942
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Две стоящие девушки, 1942
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Ваза с фруктами, 1942
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Урожай апельсинов, 1945
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Армянская красавица, 1943
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Сидящая обнаженная, 1946
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Сидящая обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Обнаженная с полотенцем
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Женщина, одевающая носок
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Женщина, снимающая носок
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Женщина с поднятыми руками
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Девушка, заплетающая волосы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Мать и дитя
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Портрет молодой девушки с букетом
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Юная красавица
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Бюст обнаженной, 1964
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Лежащая обнаженная, 1968
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Яна, 1968
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Купальщица, 1969
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Лежащая красавица в сапожках. Портрет Кэт Нолан, 1972
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Семья, 1972
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Клоди Ламорисс с двумя тибетскими догами, 1974
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Обнажённая перед зеркалом, 1976
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

Танец
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176

А завершает сегодняшнюю подборку картина русско-французской художницы Ирины Клестовой. Она родилась в 1907 году в Саратове, училась в Москве у Фёдора Рерберга, а в 18-летнем возрасте эмигрировала во Францию. Там Ирина вышла замуж за русского художника-эмигранта Льва Чистовского, чьё творчество у меня было представлено здесь. Работала в классической стилистике, в основном — в жанре натюрморта.
Ирина Борисовна Клестова (1907 — 1988, Россия — Франция)
Лежащая обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 176
Ну вот, если кому поднадоели кубизм, пуантилизм, а также и импрессионизм вместе с постимпрессионизмом, фовизм, экспрессионизм, символизм и ар-деко — именно для вас заключительная картина в классическом исполнении! И тематика вполне соответствует времени года, ведь через пару дней начнётся календарное лето, так что я желаю уважаемым читателям использовать благодатные летние дни для оздоровления и поднятия жизненного тонуса, как это делает героиня последней картины — хотя совсем не обязательно напрямую ей подражать.

Следующая публикация откроет июньский цикл, и она, как заведено, будет снова «французской». До встречи, и берегите себя!
[]

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх