Имя Народного художника Казахской ССР, лауреата Государственной премии им. Ч.Ч. Валиханова Абылхана Кастеева широко известно в Казахстане и за его пределами, вошло во многие энциклопедии и специальные справочные издания по изобразительному искусству, заняло достойное место в истории культуры Казахстана.
Работы мастера хранятся в фондах музеев России, Казахстана – Государственном музее искусств Республики Казахстан, по праву носящем его имя, и других музеях республики. Творчеству Абылхана Кастеева посвящено множество статей в научных изданиях, периодической печати, изданы альбомы, монографии, каталоги выставок, лучшие его произведения увидели свет в виде отдельных репродукций, филокартических открыток, многие из которых ныне стали библиографической редкостью.
Абылхан Кастеев – один из первых художников-казахов, посвятивший свою жизнь профессиональному занятию живописью в традициях европейского изобразительного искусства, художник широкого и многогранного дарования, среди своих современников был наиболее одаренным, самобытным художником, отличавшимся большим упорством в достижении своих целей, огромным трудолюбием, честным отношением к своему делу.
Художник оставил после себя богатое творческое наследие – картины, акварели и рисунки, большая часть которого хорошо сохранилась и сосредоточена в одном месте – в фондах ГМИИ им. Кастеева и широко доступна любителям и ценителям искусства. Творчество Абылхана Кастеева занимает особое место в истории культуры Казахстана, сыграло заметную роль в становлении изобразительного искусства республики, в формировании его самобытности и заложило основы дальнейшего его развития. Талант Абылхана Кастеева больше всего раскрылся в изображении природы, особенно Семиречья, ее горных хребтов и степей, ему не составляло труда написать пейзаж разного времени года, различного состояния – от грустного пасмурного до солнечно-мажорного, с природой он был на “ты”, как бы слит с ней воедино.
Пейзажи Кастеева полны лиризма и музыкальны, это словно кюи народного композитора, неторопливые песни народного акына, эхом отдающиеся в сердцах зрителей, почитателей его таланта. И еще следует отметить то, что ему особенно удавались зимние пейзажи, где художник очень тонко передает как состояние природы, так и материальность изображаемых объектов – снега, замерзшую дорогу, траву на полях, глядя на них вспоминаются стихи Пушкина, Абая об этом времени года. И как писал об одном из зимних пейзажей Кастеева под названием “Зимовка” (1965) Ю. О. Домбровский, “хочется очень долго стоять перед этой акварелью, дышать ее воздухом и проникаться ее тишиной. Надо быть очень тонким художником, чтобы создать такую нежную, такую тонкую тишину”.
А. Кастеев начал экспонироваться на художественных выставках с начала 30-х годов. При жизни художника было устроено несколько больших персональных выставок произведений, что удается сделать далеко не каждому художнику за всю свою творческую жизнь. Первая персональная выставка Кастеева состоялась в суровые годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, когда все силы страны были брошены на борьбу с фашистскими оккупантами. Мастера кисти и резца не прекращали свою работу, несмотря на нехватку красок, бумаги, тяжелые материальные и бытовые условия.
В далекой от пожарищ войны Алма-Ате, ставшей в годы войны уникальным культурным очагом страны, ставились театральные премьеры, снимались художественные фильмы, устраивались выставки изобразительного искусства. В город были эвакуированы известные профессиональные мастера искусства Москвы, Ленинграда, Киева и других оккупированных городов. Персональная выставка Абылхана Кастеева стала тогда “настоящим праздником не только в жизни и творчестве самого художника, но праздником в художественной и культурной жизни всего советского Казахстана”1. На ней было представлено 143 картины, рисунка и акварели. Во вступительной статье к каталогу выставки искусствовед Я.П.Затенацкий писал: “Абылхан Кастеев с полным правом может быть назван одним из основоположников казахского советского изобразительного искусства и бесспорно выдающимся мастером казахского национального пейзажа” 2.
1 Каталог выставки произведений Абылхана Кастеева (К XV-летию творческой деятельности). Алма-Ата, 1943. С. 6.
2 Там же. С. 19.
Через 40 лет 15 января 2004 г. в залах Государственного музея искусств была торжественно открыта юбилейная персональная выставка “Абылхан Кастеев и его время”, посвященная 100-летию со дня его рождения, где в четырех залах экспонировалось около 400 живописных полотен, графических листов, 30 фотографий, заново открывшая нам богатое по содержанию и широте охвата тем и сюжетов творческое наследие мастера.
В Центральном государственном архиве Республики Казахстан имеется ряд документов, рассказывающих о жизни и творчестве Кастеева. Это, прежде всего, личный фонд художника, который поступил в архив 5 июля 1962 г. Фонд состоит из двух частей – в первой представлены рисунки, акварели (пейзажи, портреты, жанровые сцены, композиции на исторические сюжеты), портрет девушки, выполненный масляной краской, репродукции, фотографии с его произведений за период с 1927 по 1962 год. Вторая часть фонда – небольшая, состоит из документов биографического характера. Фонд насчитывает 96 единиц хранения.
Материалы к биографии Абылхана Кастеева имеются и в других фондах ЦГА РК – Союза художников Казахстана, государственных органов управления искусством и культурой, в личных фондах деятелей литературы и искусства Казахстана.
Вниманию читателей представляем некоторые из этих документов, раскрывающих страницы жизни и творчества одного из пионеров казахского изобразительного искусства. Особенности орфографии текста архивных документов сохранены. Материалы из архива публикуются впервые
*№ 1
20 сентября 1938 г. – Биографическая справка Абылхана Кастеева
*3.
3 Представляемая краткая биографическая справка наряду с подобной информацией о художниках У. Тансыкбаеве, Н.Г. Хлудове, Н.Н. Крутильникове, А.И. Бортникове, Л.В. Гербановском, И.И. Савельеве была направлена в г. Москву в издательство “Искусство”.
Кастеев Абилхан родился в 1904 г. в Чижинском ауле Октябрьского района Алма-Атинской области, работал пастухом с 1912 по 1927 г., на досуге занимался резьбой по камню. В 1925 г. впервые берет карандаш и бумагу, но работает украдкой, опасаясь преследований мусульманского духовенства и родственников. В 1927–1930 гг. в Джаркенте как батрак, землекоп работает на Турксибе и начинает учиться грамоте. С 1930 г. в Алма-Ате под руководством художника Хлудова4 впервые знакомится с акварелью. С 1932 г. работает как художник в Казахском Центральном музее, в родном ауле, где пишет вывески и портреты (впервые маслом), и уйгурском клубе в Джаркенте. Первым Всеказахстанским слетом деятелей народного искусства (1934 г.) командируется в Москву на учебу. Учится в Художественном техникуме Памяти 1905 г., по незнанию русского языка возвращается в Алма-Ату, где работает по контракту с Казахской национальной художественной галереей5.
4 Хлудов Николай Гаврилович (1850–1935), художник-живописец, руководил первой в Казахстане художественной студией.
5 Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г. Шевченко создана в 1935 г., ныне Государственный музей искусств им. А. Кастеева
Кастеев А., как художник самоучка, бывший пастух, хорошо, до самых тонкостей знает казахский жизненный обычай и проч., потому его картины глубоко правдивы, характерны, если не взять во внимание их техническую сторону, незнание анатомии человека, незнание живописных и композиционных навыков. В своих работах отражает непосредственные чувства, изображает ту жизнь и быт, которые он сам переживал. Хорошо отражает казахскую жизнь и обычаи. Участвовал во всех выставках Казахстана. Десять работ его приобретены Казахской национальной галереей. Лучшие его работы: “Колхозный джайлау” и “Увоз девушки”6.
6 Здесь имеются в виду известные картины, хранящиеся в Государственном музее искусств им. А. Кастеева первая написана в 1936 г., вторая, носящая название “Насильственный увоз девушки”, – в 1937 г.
/ЦГА РК. Ф. Р-1736. Оп. 1. Д. 19. Л. 206. Машинописная копия./ *№ 2 Февраль 1939 г. – Из статьи “Казахская национальная художественная галерея”.*
Кастеев прекрасно знает жизнь своего народа, и его картины, несмотря на ряд технических недостатков, правдивы и убедительны. В собрании музея находятся его произведения: “Купленная невеста”, “Брачный обряд”, “Окрестности Алма-Аты” и др. При национальной художественной галерее имеется специальная библиотека по вопросам изоискусства, насчитывающая до 1200 томов. Галерея ведет также и выставочную работу: так, в 1938 г. были проведены выставки Московского музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, бригады московских художников, выставка ко дню Красной Армии и т.д. Кроме того, были организованы передвижные выставки на колхозных базарах и в пограничных районах.
/Искусство. 1939 . № 2. С. 118–119./
*№ 3 26 июня 1940 г. – Из отчетного доклада председателя Оргкомитета Союза советских художников Казахстана В.Н.Сладкова I съезду художников Казахстана о работе Оргкомитета за период с 1933 по 1940 г.*7.
7 I съезд художников Казахстана проходил в г. Алматы 26–30 июня 1940 г. и завершил оформление Союза художников Казахстана. На съезде было избрано Правление ССХК в составе 8 человек и 2 кандидатов. Председателем ССХК избран уроженец г. Алматы художник-график Георгий Александрович Брылов (1898–1945), А. Кастеев избран заместителем председателя Правления ССХК. На съезде присутствовало 56 художников-делегатов и 4 приглашенных, не вошедших в ССХК при регистрации 1940 г.
Особо нужно остановиться на хотя и небольшой, но активной и талантливой группе живописцев-казахов. Наиболее опытным и показавшим себя общественности, как вам известно, является товарищ Костеев. Я не буду подробно останавливаться на его характеристике, т.е. и на собрании и в печати многократно это было сделано. Я хочу обратить ваше внимание лишь на то, что товарищ Костеев несмотря на выраженную творческую индивидуальность, недостаточно последовательно развивается, делая иногда то критические подражания художникам совершенно отличного ему направления, то срывается в сторону натуралистичности. Очевидно, дело Союза и общественности помочь ему в творческом самоопределении, в нахождении им своего творческого пути.
/ЦГА РК. Ф. Р-1736. Оп. 1. Д. 58. Л. 46–47. Машинописная копия./
*№ 4
27 июня 1940 г. – Из выступления художника Л.П.Леонтьева*8*на утреннем заседании I съезда художников Казахстана.*
8 Леонтьев Леонид Павлович (1913–1983), художник-живописец, с 1939 г. работал в Казахстане, в 1939–1959 гг. преподавал в Алма-Атинском художественном училище.
…К сегодняшнему дню мы имеем следующие итоги: привлечено к работе на выставке больше 90 % художников Союза9. Из них 85 % за небольшим округлением работает по договорам с оргбюро выставки. Нужно считать, товарищи, что эта цифра характеризует достаточный разворот со стороны количественного привлечения художников к выставке, достаточный разворот в подготовке к выставке. Нужно отметить тут, кстати сказать, момент привлечения к работе по выставке художников-националов – казахских художников, до сего времени стоявших несколько в стороне от Союза и слабо занимающихся творчеством. Все национальные художники привлечены к работе по выставке. Имеют большие творческие задания товарищи Ходжиков, Измаилов, которым созданы хорошие материальные условия для работы. Нужно сказать, что привлечение национальных художников произведено было несколько поздно. Если тов. Кастеев работает уже около года или 10 месяцев, то остальные товарищи в работу включились гораздо позднее. Здесь нужно прямо сказать, что контакта с национальными художниками примерно полгода тому назад не было, или вернее он был очень слаб. Я объясняю это тем, что эти товарищи находились под влиянием группы людей в союзе, которые в вопросе работы с национальными художниками вели неправильную политику, вели политику внесения антагонизма в Союз, противопоставления национальных художников коллективу Союза и его руководству. Это привело к тому, что у национальных художников было возбуждено некоторое недоверие – это им удалось сделать к тем мероприятиям, которые союз предпринимал в отношении их. В последнее время установлен, по-моему, хороший контакт с казахами художниками, они работают наряду со всем коллективом, выполняют большую работу к юбилейной выставке. Мы имеем к сегодняшнему дню следующий объем работы, осуществляемый по тематическому плану выставки: всего художниками взято для исполнения 73 произведения, условно 73, это не количество работ, а количество тем, ибо некоторые из них будут состоять из 5, 6, 10 работ. По этим 73 темам будет выполнено около 100 работ…
9 Речь идет о подготовке к художественной выставке, посвященной 20-летию образования Казахской ССР.
/ЦГА РК. Ф. Р-1736. Оп. 1. Д.57. Л. 47–48. Машинописная копия./
*№ 5
27 июня 1940 г. – Выступление Абылхана Кастеева на утреннем заседании I съезда художников Казахстана*10.
10 Художник А. Кастеев выступал на казахском языке, текст выступления сохранился в переводе на русский язык начальника Управления по делам искусств Косунова, председательствовавшего на этом заседании съезда.
Товарищи, Кастеев говорит о том, что работает в Союзе советских художников 3 года. Очень много было сказано о недостатках работы Союза в докладе тов. Сладкова, но не было сказано о болезни нашего Союза. У нас в Союзе существуют сплетни и склоки, а некоторые товарищи вместо того, чтобы бороться с этими ненормальностями, ненормальными явлениями, поддерживают их. И большой недостаток Оргкомитета заключается в том, что он до сих пор не справился с этими болезнями. В дальнейшем это дело нужно учесть. Еще один недостаток Оргкомитета заключается в том, что он не сумел оказать достаточной помощи молодым художникам, художникам-самоучкам. Даже были допущены некоторые неправильные высказывания о том, что якобы художник-самоучка не может дать большое полотно, не имея законченного академического образования. Я считаю это неправильно. Поэтому в будущем нужно учесть это положение, ибо такое высказывание вместо помощи отталкивает товарищей, которые с большим желанием хотят работать... Я должен сказать здесь, что каждый из нас художников старается сдать полученную работу совершенно доброкачественной, но иногда бывают причины не зависящие от художника, мешающие ему дать полноценную работу – это материальная часть. Я после заключения договора на “Амангельды” взял заказ на другие вещи, не потому, что я хотел три-четыре вещи работать, а потому, что материальная часть не позволяла работать целый год над “Амангельды”. Поэтому в дальнейшем надо учесть, что нужно создать материальные предпосылки для художников, чтобы они работали более или менее серьезно и давали полноценную продукцию. Оргкомитет не интересовался моим материальным положением, не знал, что у меня дома делается, не спрашивал, не беседовал, а между тем мое материальное положение одно время было очень скверное, и я из-за моего плохого материального положения не мог регулярно посещать вечернюю школу, а из-за этого Оргкомитет хотел дать мне выговор.
/ЦГА РК. Ф. Р-1736. Оп. 1. Д.58. Л. 305–307. Машинописная копия./ *№ 6
4 июля 1940 г. – Из докладной записки бригады оргкомитета Союза советских художников СССР об итогах работы I съезда художников Казахстана.*
г. Алма-Ата
О национальных кадрах и народном творчестве
Необходимо отметить, что художников-националов все еще недостаточно, как среди профессионалов, так и среди учащихся художественного училища. Развернутая для съезда выставка показала, что художники не ищут национальные формы в изобразительном искусстве. Поэтому эта выставка не имеет своего национального лица, за исключением работ товарища Кастеева и отдельных работ некоторых других художников. Из националов наиболее сильным и своеобразным является Кастеев А.
Члены бригады Оргкомитета ССХ СССР Чуйков11, Марков, Штыкан
11 Чуйков Семен Афанасьевич (1902–1980), художник-живописец, Народный художник СССР. /ЦГА РК. Ф. 1736. Оп. 1. Д. 58. Л.27–28. Копия./ *№ 7
4 ноября 1942 г. – Указ Президиума Верховного Совета КазССР “О присвоении звания заслуженного деятеля искусств Казахской ССР художнику Кастееву Абылхану”.*
За выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства присвоить звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР художнику Кастееву Абылхану.
Председатель Президиума Верховного Совета Казахской ССР А. Казакпаев И. о. секретаря Президиума Верховного Совета Казахской ССР С. Нурмагамбетов
/Ведомости Верховного Совета Казахской Советской Социалистической республики. 1942. № 10–11. Октябрь–ноябрь. С. 9./ *№ 8
12 марта 1944 г. – Объявление о конкурсе на портрет Амангельды Иманова.* Правительственная Комиссия по увековечению и чествованию памяти батыра казахского народа Амангельды Иманова объявила открытый конкурс на портрет Амангельды в живописи, графике и скульптуре. В основу создания художественного образа батыра принят документальный портрет Амангельды, выполненный художником Кастеевым
Портрет в живописи должен быть выполнен на полотне масляными красками и представлен на жюри вполне законченным в размере не менее натуры и не более 1,25 натуры. В композицию живописного портрета обязательно включение всей фигуры батыра и возможно введение соответствующих аксессуаров.
Портрет в графике и в скульптуре может быть выполнен в любом материале и технике, композиция в размере – по усмотрению автора.
Свежие комментарии