На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

Художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов: забытое имя мастера

 
Мало кому сегодня известно имя замечательного русского живописца и педагога Ивана Горюшкина-Сорокопудова.

А ведь в начале ХХ века его картины у всей просвещённой российской публики ассоциировались с проникновенными пейзажами и древнерусскими сюжетными полотнами.

1 из 4
 
"Автопортрет"

В мастерской у Ивана Силыча была собрана целая коллекция старинного воинского облачения, народных костюмов, боярских и купеческих одежд. Этот завидный арсенал художник не только использовал для работы с натурщиками, но и сам нередко облачался в исторические наряды, стараясь как можно точнее ощутить пульс жизни Древней Руси.

 
"Ночное шествие Ивана Грозного"
 
" Скит"
 
"Скит"

В студенческие годы с «охранным» свидетельством Академии художеств за пазухой Иван Силыч много путешествовал по старинным городам центральной России. Его беспрепятственно пропускали в ростовские, суздальские, угличские храмы и монастыри, где молодой живописец неутомимо с утра до вечера делал эскизы и зарисовки для будущих работ. Илья Репин очень точно подметил в своём талантливом ученике Иване Горюшкине глубокую и действенную любовь в русской красоте; ту самую любовь, которая яркими красками сияет на его полотнах.

1 из 3
 
"Старая Русь"

В пейзажной живописи Горюшкин-Сорокопудов раскрыл себя как истинный лирический художник. Он часто повторял вслух есенинский «Край любимый!», – поэзия Есенина, пожалуй, наиболее точно передавала собственные чувства и переживания мастера. Невероятно живые красочные картины русской природы, сельских окрестностей и затерявшихся во времени улочках древних городов поражают незатейливой красотой и узнаваемостью; кажется, сделай шаг – и окажешься на свежем морозце под пушистыми от искристого инея деревьями.

1 из 4
 
"Псков. Печерский монастырь"

Да, Иван Силыч был большим любителем русской зимы с её сугробами по самые окна крестьянских избушек, извилистыми санными путями на снежном полотне полей, с румяными красавицами в пёстрых полушубках, с деревьями, похожими на лёгкие облака, опустившиеся на землю. Ведь именно таким предстаёт это суровое время года на одном из наиболее известных полотен «Солнце на лето, зима на мороз».

 
"Солнце – на лето, зима – на мороз"

Яркий солнечный денёк, каких немало бывает в студёном январе, улыбается зрителям с холста. Большую часть пейзажа занимает снег, до краёв засыпавший морозное пространство. Короткие бледные тени от деревьев жмутся к самым стволам, пытаясь спрятаться от ослепительных солнечных лучей. Непокорное русло реки со студёной водой проглядывает за дымкой инея на ветвях. Щербатый забор на берегу увяз по пояс в сугробах, но всё также бодро стоит на страже чьих-то владений. Дома и домишки, часовня, башня, храм, – всё вокруг заботливо укрыто толстым слоем снежной ваты, на всём лежит отпечаток зимней дремоты.

1 из 2
 
"Зима"

Но весело звенят бубенцы на проезжающих мимо санях, и народ, как ни в чём ни бывало, спешит по своим делам. Вот баба спускается с коромыслом к реке, а вдоль изгороди неторопливо плывёт молодица в красной шубке, разбавляя зимнюю монохромность своей пёстрой одеждой. Бело-синяя палитра не кажется холодной и безжизненной благодаря мощному источнику света, не отображённому на картине, но между тем волшебно преображающему обычные провинциальные будни. Художник так мастерски владеет светом, что вид нарисованного снега ослепляет так, как будто он действительно блестит под солнцем.

1 из 4
 
"Портрет молодой дамы"

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов был трудолюбивым реалистом, исследователем жизни, бескомпромиссным летописцем своего времени. Никогда не гонявшийся за славой, даже живя в глубоко провинциальной Пензенской губернии, он был известен на всю страну историческими картинами и пейзажами, иллюстрациями к произведениям современников. Сегодня его сюжеты также актуальны, как и сто лет назад именно потому, что в них «русский дух, там Русью пахнет».

 
"Мать с ребёнком", 1910

🎯 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх